Роль односоставных предложений в речи. Конспект урока «Односоставные предложения

30.06.2015 2812 298 Дементьева Людмила Васильевна

Цели урока:

Обучающая - повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; ис­пользовать односоставные предложения в речи; определять роль односоставных предложений в тексте, учиться раскрывать авторский замысел ;

развивающая - способствовать развитию письменной речи уча­щихся, выразительному чтению художественных текстов, развивать навыки индивидуальной, самостоятельной рабо­ты, работы в группах;

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Повторение и обобщение об односоставных предложениях. Роль односоставных предложений в тексте»

Ребята, как вы считаете, какими будут цели этого урока?

С повторить и обобщить материал по теме; провести анализ текстов и выяснить роль односоставных предложений в них)

Дополнение учителя: проверить, как вы умеете различать виды односоставных предложений (ОП); как умеете использовать их в речи.

Работать вы будете самостоятельно, коллективно; будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся ОП?

Назовите виды ОП с главным членом сказуемым. Чем выражается сказуемое? Назовите вид ОП с главным членом подлежащим. Какой формой выражается подлежащее?

4 .Практическое задание №1 : запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид ОП (учащиеся выполняют задание)

Вы знаете, что в текстах гораздо чаще ОП используются не отдельно, а в составе сложных предложений. В этом случае находить их труднее. Следующее задание сложнее.

Задание № 2 . Вам необходимо, прослушав сложное предложение, не записывая его, построить схему и указать вид каждого простого предложения , входящего е его состав.

(Задание выполняется у доски по цепочке)

А теперь, ребята, когда мы повторили материал по теме, я предлагаю вам работу с тестом.

(Тесты лежат на столах. Слабым уч-ся предлагается работа по карточкам)

Задание 6. Проверка дифференцированного домашнего задания

Скажите, в каких текстах можно встретить ОП?

(больше всего в художественных произведениях, особенно в стихах; в газетных, журнальных статьях, в научных текстах, в разговорной речи)

1 группа ребят из вашего класса получила опережающее задание: выписать из лирических стихотворений отрывки, в которых встречаются ОП. Зачитайте свои примеры. Назовите ОП и их вид.

(Учащиеся читают найденные отрывки.)

2 группа ребят должна была подобрать 6-7 предложений, передающих состояние природы, используя репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг» (она есть в учебнике ). Прочитайте свои работы. Назовите ОП, их вид. (учащиеся читают свои работы)

7.Работа с текстами

Неплохо, ребята, вы поработали. А после работы, как известно, хочется немного отдохнуть. Давайте отвлечемся и помечтаем. Представьте себе, что сейчас за окном не декабрь, а июнь. И вы не на уроке, а где-нибудь в прекрасном уголке природы. Солнышко, голубое небо, вокруг поют птицы, порхают бабочки, дышится легко и свободно... Вслушайтесь в чудесную музыку природы...

(звучит пение птиц, наложенное на музыку - 2 мин.)

Что представилось вам? А, может быть, вспомнилось? Поделитесь с нами,

пожалуйста (учащиеся отвечают)

Какие приятные воспоминания и мечты!.. На душе стало тепло, настроение поднялось. Почему? Да потому что общение с природой - это всегда радость. Мы можем наслаждаться ее красотой, учиться у нее гармонии, искренности. И, конечно же, беречь.

(Учитель читает стихотворение «Твое достоинство»)

Это стихотворение, полное тревоги за будущее природы, написал наш земляк, поэт Иван Жупанов, уроженец Рогнеденского района Брянской области, живущий ныне в г. Брянске.

Свой сборник стихов «Синица на ладони» он адресовал именно вам, ребята. Потому что вы- наше будущее. В ваших руках будущее русской земли, русской природы.

Во все времена тема природы волновала писателей и поэтов. Кто не знает замечательных стихотворений А.Пушкина А.Фета, Ф.Тютчева И.Бунина, С.Есенина и других! И это не просто гимны природе. Это необычайное мастерство слова.

Попробуем хоть немного приблизиться к художественному миру, созданному писателями и поэтами, поучимся словесному мастерству.

Работа по группам

По ходу анализа текстов учащиеся делают записи в тетрадях о роли односоставных предложений.

Задание для первой группы. Стихотворение И.Бунина «Рассвет»

Прочитайте текст вслух. Ответьте на вопросы :

Какова тема стихотворения?

Какова его основная мысль? Найдите строки, в которых она звучит. Как вы их понимаете?

Какие картины вы представляете, когда читаете стихотворение?

Что такое «костел»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Какие типы предложений встречаются в стихотворении?

Найдите ОП, назовите их вид.

Попробуйте заменить безличные предложения на двусоставные. Что меняется?

Какую роль в этом играют ОП?

Природа дает нам возможность любоваться рассветами и закатами, слушать песенку ручейка, наслаждаться пением птиц, наблюдать за жизнью зверей и насекомых, помогать, если нужно. Но только одно требуется от нас - не мешать и не вредить.

Об этом отрывок из статьи Сладкова, известного писателя.

Задание для второй группы по предложенному тексту

Ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу речи относится текст?

Какова основная мысль текста?

Что представляют собой первые четыре П. по наличию грамматической основы?

Для чего они используются?

Попробуйте заменить их на двусоставные. Что изменится?

Перечитайте второй абзац. Какие это предложения? В каком лице стоят глаголы? С какой целью употребляет автор эту форму?

Каков, по-вашему, смысл рассуждения автора?

И помогают ему в этом О-Л предложения.

Хотя не всегда человек, берущий с собой ружье, идет в лес за добычей. Вот, например,

И.С.Тургенев, известный русский писатель, знаток и любитель природы, мог исколесить за день десятки километров, так и не сняв ружье с плеч, ходить, любуясь красотой природы. Хотя и охотиться любил.

А вот герой его рассказа «Касьян с Красной Мечи» , простой крестьянин, категорически против истребления птиц и зверей. Касьян - человек необыкновенной чуткости и доброй души.

Задание для третьей группы.

(читают по ролям заранее подготовленные ученики)

Ответьте на вопросы:

К какому стилю принадлежит текст?

Что представляет собой по форме?

Какова тема текста?

Какова основная мысль, высказанная Касьяном?

Как вы понимаете его слова про кровь?

Почему так много многоточий?

Есть ли в тексте ОП? Назовите их вид.

Какую роль играют в тексте неполные и односоставные предложения?

Вы познакомились с 3 разными текстами.

Какой же общий вывод вы сделали для себя, обратив внимание на язык произведений?

8 .А теперь давайте обобщим, с какой целью используют авторы в своих произведения односоставные предложения?

( это одно из средств реализации авторского замысла)

А какова роль ОП в текстах? Ответить вам поможет таблица.

Роль односоставных предложений в тексте

ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РОЛЬ В ТЕКСТЕ

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Лаконичность, динамичность, действий и образов

v Способ выражения побуждения к действию

v Возможность избежать повторов в речи

2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Сосредоточение внимания на действии. Значение обобщенности, перенос действий на всех

3. БЕЗЛИЧНЫЕ предложения

Передача состояния природы и

окружающей среды, душевного состояния человека

4. НАЗЫВНЫЕ предложения

v Лаконичность, немногословность при создании словесных картин

v Впечатление стремительности действий

(учащиеся с помощью учителя обобщают материал, опираясь на таблицу.)

Учитель:

Я думаю, что в дальнейшем, работая над сочинением, вы будете кропотливо трудиться над содержанием, умело использовать односоставные предложения в речи.

9 .Итог урока .

Подходит к концу наш разговор о неразрывной связи человека с природой, со всем живым на Земле. Но на самом деле тема нашей беседы не исчерпана -она вечна.

Пусть каждый из вас ее еще раз осмыслит и, приходя в парк, лес, просто общаясь с природой, вспомнит слова поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти реки эти воды,

Даже малую травиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

10. Домашнее задание

Дома повторите материал об односоставных предложениях и подготовитесь к контрольной работе по теме.

11. Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Что вы нового узнали на уроке?

Где будете применять полученные знания?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по русскому языку «Употребление односоставных предложений в речи»

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… К.Д. Ушинский

Цель: показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений Задачи: научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения

План работы: Исследование «Роль односоставных предложений в речи» Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Представление картины В.Серова «Девочка с персиками»

Исследование «Употребление односоставных предложений в речи» В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Половина пятого… Пять… Тишина… Шесть, семь… Светает. Н.Некрасов Все предложения в этом тексте односоставные. По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным членом – подлежащим.

Определенно-личные предложения Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например: Бесконечная Россия Что вьешься, ласточка, к окну, Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь? Едешь, едешь, едешь, едешь, А.А. Дельвиг Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая… П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».

Неопределенно-личные предложения Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов) Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов) Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов) На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню. Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин) В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице (или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений. Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица). Слезами горю не поможешь (пословица). В лес дров не возят (пословица) Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.

Безличные предложения Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Утром долго не светало. (А. Платонов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) Под вечер подморозило. Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями.

Назывные предложения Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? В.А.Жуковский Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.

Заключение: На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Сценарий эпизода фильма по главе из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава II Вожатый 1 действие Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая. Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся. Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…

« Девочка с персиками»… Известная картина В.Серова… Веселое, радостное настроение … Яркое, светлое утро … Завтрак … Абрамцево. Местечко под Москвой. Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений в восьмом классе. Я считаю, что в своем проекте показал роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елей

выглянула луна и тотчас заметно посветлело.

.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму

......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка

потягивало влагой

.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей

деревеньки

2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?

...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.

.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.

.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.

.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.

3.Укажите неполное предложение.

....Уже светало

...Меня знобт

...думали о хлебе и отдыхе

....после ливня-ни грозы,ни ветра

4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?

....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом

....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.

....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет

....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное

5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

...не окинешь взглядом наши степные просторы

....ясный зимний полдень

....светло и искристо кругом

...нам не сообщили ту новость

...нет желания идти

...у всех дух захватило

...пойдёшь с нами в зоопарк?

...вторично передавали экстренное сообщение

6.укажите неверне утверждение

...все односаставные предложения являються неполные

...безличный глагол может быть в павелительном наклонение

....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения

.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.

2)используя односоставные предложения.
3)свой рассказ начните с назывных предложений.
4)потом описывая действия используйте определенно личные и неопределенно личные предложения.
5)завершите высказывание безличным предложением

Помогите пожалуйста.Перестройте предложения так,чтобы получились односоставные предложения разных типов.Для этого повторяющиеся слова замените

местоимениями, синонимами Запишите отредактированный текст,предварительно разделив его на абзацы.Определите типы односоставных предложений. Овсянка,сэр! Каждое утро необходимо начинать с овсянки,то есть с овсяной каши.Овсянка устранит многие проблемы.Овсянка нормалилизует свёртываемость крови и контролирует усвоение жира.Зёрна овсянки счищают со стенок кишечника мусор и выводят шлаки.Кстати,после трёх столовых ложек овсянки можно съесть самый плотный завтрак.Вреда не будет-овсянка,попавшая в желудок,содержит вешества,не позволяющие холестерину полностью проникать в кровь.Более того,через 10 дней потребления овсяной каши уровень холестерина в крови нормализуется.

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Степанова Ж.А.

(г. Нижний Новгород )

Урок словесности

«Роль односоставных предложений в художественном тексте»

(на примере русских романсов).

«Ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл», - утверждал Л.В. Щерба. Поэтому основным принципом, на мой взгляд, при изучении любой языковой единицы должен стать семантический, то есть выяснение того значения, которое имеют все единицы языка, в том числе и односоставные предложения. Предлагаемый урок разработан и проведён на основе УМК по русскому языку для 8 класса под редакцией С.И. Львовой как обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» (§§25 - 30). Курс русского языка в 8 классе начинается с комплексного повторения функциональных разновидностей языка на всех уровнях: сфера применения, задача стиля речи, стилевые и жанровые особенности, языковые средства. Целесообразно обращение к стилистике и при изучении последующего языкового материала для углубления уже полученных знаний. Так, например, односоставные предложения находят широкое применение в разных стилях речи. Выявление того, какие дополнительные смыслы в речь привносят эти языковые единицы при их употреблении, и становится содержанием данного урока словесности.

Это учебное занятие актуально и в рамках подготовки к ГИА по русскому языку для заданий В3, В6 и части С . Задача учащихся при выполнении части С - написать сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале : «Выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями , а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов)». Предлагаемый урок способствует систематизации и углублению как теоретических сведений, так и практических навыков по теме «Односоставные предложения».

Цели урока:

    Образовательные:

Актуализация знаний об односоставных предложениях;

Расширение лингвистической компетенции учащихся на примере функционирования односоставных предложений в художественном тексте;

    Развивающие:

Развитие навыков использования синонимичных синтаксических конструкций;

Развития навыков построения суждений на лингвистическую тему;

Развитие навыков языковой рефлексии;

    Воспитательные:

Воспитание любви к родному языку и родной культуре;

Формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся;

- воспитание толерантности и навыков коммуникации в процессе

групповой работы;

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал и мультимедийная презентация по теме урока.

Тип урока : урок когнитивного типа;

Ход урока:

Предварительное домашнее задание: прокомментировать высказывание

К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

1. Подводящий диалог:

И.С. Тургенев утверждал, что русский язык «великий, богатый, могучий». Ему вторит другой мастер русского слова – К.Г. Паустовский, считавший, что «с русским языком можно творить чудеса». Именно эти слова писателя и будут эпиграфом к нашему уроку. Прокомментируйте высказывание Паустовского.

2. На основе ответов учащихся формулируется цель урока: сегодня на уроке мы попробуем творить лингвистические чудеса, а предмет этих чудес также кроется в предложении К.Г. Паустовского. Дайте полную характеристику данного предложения.

Уточняем цель урока: лингвистические чудеса, которые творят односоставные предложения.

3. Формулируем тему урока: «Роль односоставных предложений в художественном тексте».

4. Актуализация знаний учащихся - самостоятельная работа:

Установите соответствия:

А. Определённо-личное. 1. Могучее, лихое племя…

Б. Неопределённо- личное. 2. Постой-ка, брат мусью!

В. Обобщённо-личное. 3. Построили редут.

Г. Безличное. 4. Вам не видать таких сражений.

Д. Назывное. 5. У наших ушки на макушке.

Е. Двусоставное. 6. Не смеют, что ли, командиры

Ж. Двусоставное неполное. Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

7. Перед смертью не надышишься.

Взаимопроверка работ учащимися.

5. Наши лингвистические чудеса мы начинаем с лингвистического эксперимента. Задание : заменить односоставные предложения синонимическими синтаксическими конструкциями :

    Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Мне вздумалось сорвать этот репей…

Д вусоставные :

    Передо мной лежит моя синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Я знаю, ты выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Дворовые привезли Герасима в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Я задумал сорвать этот репей…

Вывод по итогам эксперимента: что привносят в художественную речь односоставные предложения?

- Назывные : описательность, лаконизм и ёмкость;

- Определённо-личные : живость интонации, близость к разговорной речи;

- Неопределённо-личные : активное действующее лицо, динамизм, глагольность;

- Безличные : непроизвольность, стихийность, неопределённость речи;

6. Лингвистическое исследование: для этого задания учащимся предлагается жанр, с которым они на уроках литературы не знакомились подробно. Прослушивание романса И.С.Тургенева «Утро туманное…»

Определить жанр прозвучавшего произведения.

Определить жанровые особенности романса:

    содержание – эмоциональные переживания;

    наличие двух лирических героев;

    наличие адресата, диалогичность;

    интимность, камерность;

7. Работа в группах: лингвистический экспресс-анализ текстов русских романсов (раздаточный материал на партах и в презентации на экране).

1 группа.

В небесах торжественно и чудно! Задание :

Спит земля в сияньи голубом. 1.Найти односоставные

Что же мне так больно и так трудно? предложения и определить

Жду ль чего? Жалею ли о чём? тип.

М.Ю. Лермонтов. 2. Почему в текстах романсов

И сладко, и больно… часто встречается этот тип

И трепет безумный затих; предложений?

И сердцу легко и раздольно…

Слова понеслись бы так вольно,

Но слушать уж некому их –

И сладко, и больно!

Е.П. Ростопчина

И тихо, и ясно,

И пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей.

И веет мечтательно

Сладкою ленью

От этих широких аллей.

К.П. Медвецкий.

2 группа . Задание:

Не вымолвишь слова… 1. Найти односоставные

Немеешь… робеешь… дрожишь… предложения и определить

Душа, проклиная оковы, их тип.

Вся в речи излиться б готова… 2. Как связан этот тип предложе-

Но только глядишь и молчишь – ний с содержанием романса?

Нет силы, нет слова!.. 3. Насколько эти предложения

Е.П. Ростопчина распространены в романсах?

Отгадай, моя родная,

Отчего я так грустна

И сижу всегда одна я

У косящего окна?

Отчего с такой заботой

Каждый день чего – то жду?

Каждый день ищу чего – то

И чего – то не найду?

Е. Краузе.

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений,

И мимолётных сноведений

Не возвращай, не возвращай!

Д.Давыдов.

3 группа.

Слышу песни жаворонка, Вижу дубы вековые,

Слышу трели соловья… А вон там – сосновый бор.

Это – русская сторонка. Это – признаки родные,

Это - родина моя. Это – родины простор!

Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,

Вижу нивы и поля… Вижу реки и поля,

Это - русское раздолье, Это – русские картины,

Это - русская земля!.. Это – русская краса!

Слышу песни хоровода, Вижу всюду трепет жизни,

Звучный топот трепака. Где ни брошу только взор,

Это – радости народа, Это – матушки-отчизны

Это – пляска мужика!.. Нескончаемый простор!

Снова духом оживаю,

Снова весел, счастлив я

Задание: И невольно ощущаю

В сердце мощь богатыря!

Ф.П.Савинов.

1.Найти односоставные предложения и определить их тип.

2.Почему в текстах романсов часто встречается этот тип предложений?

4 группа. Задание:

Ехали на тройке с бубенцами, 1. Найти односоставные предложения

А вдали мелькали огоньки… и определить их тип.

Эх, когда бы мне теперь за вами 2. Почему эти предложения реже

Душу бы развеять от тоски. встречаются в романсах?

К. Подревский

Мне всё равно, враги ли мне найдутся,

Я к клеветам привычка уж давно.

Пускай бранят, пускай смеются,

Мне всё равно!

Е.П.Ростопчина

5 группа. Задание:

Крики чайки белоснежной, 1.Найти односоставные предложения и

Запах моря и сосны, определить их тип.

Неумолчный, безмятежный, 2. С какой целью эти предложения встре-

Плеск задумчивой волны. чаются в романсах?

В дымке розово – хрустальной

Умирающий закат,

Первой звёздочки печальной

Золотой далекий взгляд

Чудный месяц, полный ласки,

В блеске царственном своём…

З.Д. Бухарова

«Ноктюрн»

Прекрасный день, счастливый день,

И солнце, и любовь!

А. Дельвиг

Огневые, голубые,

Как лазурь, как бирюза,

Неги полные, живые,

Искромётные глаза!

С. Любецкий.

8. Вывод лингвистического исследования:

Какие односоставные предложения практически не встречаются в русских романсах и почему? (Обобщённо-личные предложения, т. к. романс – очень личный, камерный жанр).

Какова же роль односоставных предложений в художественной речи?

    Безличные конструкции передают сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское «я» скрывается за безличной формой, которая делает повествование лиричным;

    Определённо-личное предложение делает акцент на действии – усиливает значение сказуемого, которое отражает состояние человека;

    В неопределённо-личных предложениях субъект отодвигается на второй план. Такая подчёркнутая глагольность делает этот тип предложений малоупотребительными в текстах романсов;

    Назывные предложения выполняют изобразительную функцию. Называя предметы, расцвечивая их различными определениями, поэты рисуют состояние природы, описывают внешнее и внутреннее состояние человека, дают оценку окружающему миру.

    Таким образом, исследуя роль односоставных предложений в художественной речи, мы увидели, насколько ярким и выразительным средством являются односоставные предложения и как бы был беден русский язык, не будь этих синтаксических конструкций в нашем языке.

9. Заключительный этап.

- Домашнее задание – написать художественную миниатюру (или в прозе, или в стихах) с использованием односоставных предложений.

В заключение ещё один музыкальный подарок – романс Д. Давыдова

«Не пробуждай…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: