«Низшие растения. Водоросли

Урок биологии 6 класс

План конспект урока на тему: «Водоросли. Общая характеристика».

Цель урока: сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений

Планируемый результат : познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи:

    Образовательная – формирование у учащихся представления о низших растениях на примере водорослей.

    Воспитательная – формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    Развивающая – развитие исследовательских умений школьников.

Этапы урока

Учитель

Ученики

1.Организационный

Приветствует учеников. Проверка отсутствующих. Настраивает на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на активную работу.

2. Актуализация знаний

Ученики делятся на два варианта, раздаются карточки с заданиями, за каждое задание начисляются баллы.

Выполняют задания

(6 мин)

3.Изучение нового материала

Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Какие растения относятся к низшим? Почему?

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с водорослями.

А что именно мы должны о них узнать?

А что вы уже знаете о водорослях?

Рассказ учителя Слушают, смотрят слайды презентации

A ) Среды обитания

Водоросли самые древние животные на Земле. Основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на стволах деревьев, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники.

В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов.

Итак, подведём итог по пункту "Среда обитания":

Б) Строение клетки водорослей.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения.

Водоросли произошли от различных предков. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы. По строению талом бывает одноклеточным (диатомовые, некоторые зеленые водоросли), многоклеточным (зеленые, красные, бурые водоросли).

Среда жизни – вода, влажные участки на суше.

Окраску обеспечивают пигменты (красящие вещества). Часто отделы водорослей называют в зависимости от окраски тела, которую обеспечивают пигменты. Хлоропласты водорослей называют хроматофорами. Хотя все водоросли содержат хлорофил, не все они зеленые. Видимый цвет у хроматофор разный. В систематике принято выделять отделы зеленых, бурых, красных, диатомовых водорослей. Клетки водорослей по строению напоминают клетку наземных растений.

Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.

Центр клетки - ядро.

Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.

Есть так же вакуоли и цитоплазма, красный светочувствительный глазок.

Строение слоевища. (Слайд6)

Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.

(Слайд) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.

(Слайд) Подведём итог по пункту "Строение водорослей"

В) Размножение

Размножаются вегетативным, бесполым и половым путями. При вегетативном разножении одноклеточных водорослей клетка делится на две части. Талломы многоклеточных водорослей делятся на несколько частей.

При бесполом размножении образуются споры со жгутиками или без них. Из спор вырастают взрослые водоросли.

При половом размножении созревшие мужские и женские половые клетки соединяются и образуют зиготу. Она делится на части, и образуются новые водоросли.

Подведем итоги по пункту « Размножение»

Итак, ребята, сегодня мы поближе познакомились с водорослями. Давайте подведем итоги урока. Что же нового вы узнали о водорослях?

Ответы:

Водоросли.

Т.к. не имеют отдельных органов.

Места обитания, внутреннее строение. Разнообразие. Размножение.

Делают вывод:

Водоросли могут обитать

в воде, в почве,

на стволах деревьев и

образовывать симбиоз

с грибами

Делают вывод:

Водоросли могут быть

одноклеточными и

многоклеточными.

В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.

Делают выводы о трех видах размножения водорослей.

Отвечают на вопросы учителя

4.Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос. За каждый правильный ответ ученику начисляется 1 балл.

Где обитают водоросли?

Как размножаются водоросли?

Сколько видов насчитывают ботаники?

Что такое таллом?

С помощью чего тело водорослей крепится к субстрату?

Какие отделы водорослей выделяют в систематике?

В зависимости от чего водоросли распределили на отделы?

Подсчитайте свои баллы и огласите.

12-15 баллов «5»

11- 7 баллов «4»

6- 4 балла «3»

Домашнее задание

§ 32

Водоросли

Задача урока : познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней

Плакируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основа­нии относят водоросли к низшим растениям.

Личностные : у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока : растения низшие, водоросли : зелёные, бурые, красные.

Деятельность учащихся : работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.

Ход урока .

Проверка знаний о разнообразии, характерных при знаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

(На доске начинает составлять графическую схему.)

Учитель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

( Растения)

Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?

Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

Послушайте сказку.

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока .

СЛАЙД. Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.

Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.

Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.

(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)

Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока

Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениям и.

Разбери это слово по составу и определите его происхождение (вод о рос ль - растет в воде).

Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.

СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.

СЛАЙД.

Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

Интересные факты о водорослях:

    У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4

Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6

Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12

    Одноклеточные зелёные водоросли.

    Многоклеточные зелёные водоросли.

    Харовые водоросли.

    Бурые водоросли.

    Красные водоросли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)

Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.

III . Закрепление материала.

Используя учебник заполните таблицу:

Систематическая группа

Рисунок

Среда обитания

Особенности строения

Зелёные водороли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»

Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?

Водоросли - низшие растения.

Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.

У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

В талломе нет проводящих сосудов.

Хлорофилл находится в хроматофоре

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?

    1. Домашнее задание

      1. Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.

IV . Рефлексия.

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Жукова Валентина Андреевна

учитель биологии

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10

Конспект урока по теме «Водоросли» 6 класс

Задачи:

— познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

— сформировать знания об их среде обитания;

— раскрыть особенности строения тела;

— показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

— объяснить способы размножения водорослей;

— познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

— показать значение водорослей в природе и жизни человека;

— продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Средства обучения:

— кинофильм «Водоросли» (20 мин);

— иллюстрации;

— инструкционные карточки.

Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты, половое размножение, гаметы, бесполое размножение, зооспоры, автотрофы.

План урока:

1.Организационный момент, фонетическая зарядка

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Ход урока.

    Организационный момент

Выступления учащихся:

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.

2. Объяснение нового материала.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Водоросли.

— Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

— В аквариуме, в реке, на море.

— А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?

— На снегу, во льдах, в горячих источниках.

— Посмотрите и скажите, где ещё живут водоросли?

ФИЛЬМ

— На деревьях, на камнях, на почве.

— Мы с вами говорили, что цветковые растения – высшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются?

Высшие растения

Низшие растения

Есть

органы →

Нет

корень,

стебель,

листья

ФИЛЬМ

тело – таллом

(слоевище ),

могут быть ризоиды – подобные корню

формы слоевища:

нитевидные – кустовидные – пластинчатые

(подобрать название под рисунок)

Водоросли

Одноклеточные

ФИЛЬМ

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной.

Хламидоманада

хроматофор – «носитель окраски», органоид, содержащий хлорофилл.

Многоклеточные

ФИЛЬМ

    Зелёные

    Бурые

    Красные

Водоросли

ФИЛЬМ

Цветковые растения

В хроматофоре

хлорофилл

В хлоропластах

Размножение

Половое

ФИЛЬМ

При неблагоприятных условиях

— Путём слияния двух 2 гамет и последующего нового деления

Гаметы – это….

Зигота – это ….

Бесполое

ФИЛЬМ

При благоприятных условиях

— Путём образования зооспор

Зооспоры – это ….

Лабораторная работа «Размножение одноклеточных водорослей».

    Осторожно вместе с тонким слоем субстрата срежьте ножом скопление одноклеточных водорослей, образующих зелёный налёт на коре деревьев (со стенки цветочного горшка)

    Положите кусочек коры с налётом в воду на 1-2 мин и поместите по сильный электрический свет на 15-20 мин.

    Понаблюдайте, изменился ли цвет колонии водорослей, запишите это в тетрадь.

    Осторожно соскоблите препаровальной иглой едва заметное количество водорослей на предметное стекло, капните воды и покройте препарат покровным стеклом.

    Рассмотрите невооружённым глазом и запишите, что вы видите.

    Затем рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

    Поставьте препарат под большое увеличение, рассмотрите и так же зарисуйте увиденное.

    Поищите на препарате водоросли, собранные «пакетиком», делящиеся клетки водоросли, зарисуйте их, подпишите весь рисунок. Водоросль назовите.

Водоросли – автотрофы. Что это значит?

— А водоросли вредные или полезные?

ФИЛЬМ

— А где ещё используются водоросли?

3. Закрепление

— Что это?

ФИЛЬМ «Тина» — скопление различных нитчатых водорослей

ФИЛЬМ водные растения – у них есть стебель, листья, корень

Вывод: не все растения, обитающие в воде, водоросли

ФИЛЬМ

4. Итог урока

Водоросли – это низшие споровые растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Домашнее задание.

Источники информации:

1. Ботаника. Учебник для 5-6 кл. Корчагина В.А.

2. Видеофильм «Водоросли» (Леннаучфильм)1987 г.

3. http://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg — нитчатые водоросли

4. http://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли

5. http://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg — пластинчатые водоросли

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

Тема: Разнообразие и значение водорослей .

Учитель Володина Татьяна Олеговна.

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
  2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
  3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о низших растениях.
  2. Повторить общие сведения о водорослях.
  3. Изучить различные отделы водорослей.
  4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Проверка знаний и умений.
  4. Изучение различных отделов водорослей
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.
  7. Вывод.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.

Проверка знаний и умений.

Задание №1 « Третий лишний»

Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

Задание №3. « Слова – перевертыши»

Составьте известные понятия из слогов:

«спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

Раздаются бланки для выполнения работы.

№вопроса

ответ

  1. Водоросли - это низшие растения?
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
  3. Водоросли имеют органы?
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
  7. Ризоиды – это корни водорослей?
  8. Клетка водоросли имеет ядро?
  9. При половом размножении образуются гаметы?
  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

6 – 8 – «4» балла

4 – 5 – «3» балла

Бланки передали на первые парты.

А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

Отдел Зеленые водоросли.

Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

Запасные питательные вещества крахмал и масла.

Зеленые водоросли.

Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

Хлорелла Ульва, Хара

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Отдел Красные водоросли (Багрянки)

Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

Представители

Анфельция Порфира

Делессерия Филлофора

Значение Красных водорослей:

  1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
  2. Корм для овец в Норвегии
  3. Сырьё для получения агар - агара
  4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

Отдел Бурые водоросли.

Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

Значение:

  1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
  2. Важный компонент фитобентоса;
  3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
  4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
  5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
  6. Косметология.

Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

“Кроссворд”

По вертикали:

  1. Бурая водоросль.
  2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
  3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
  4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
  5. Нитчатая водоросль.
  6. Колониальная зеленая водоросль.
  7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
  8. Как еще называются красные водоросли?

По горизонтали:

  1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
  2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
  3. Тело водорослей.
  4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
  5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
  6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
  7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
  8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
  9. Самые глубоководные водоросли.

Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

Оценки за урок………

Домашнее задание…….

Спасибо за урок!

Владимирская область

Петушинский район

МБОУ Вольгинская СОШ

Разработка открытого урока

Тема: Значение и разнообразие водорослей.

Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: