Геркулес — самый сильный человек на земле. Мифы о героях (Геракл, Тесей, Персей, Ясон, Одиссей) Геракл и персей кто старше

Приступая к жизнеописанию Геракла, прежде всего следует обратить внимание на то, что свои выдающиеся подвиги знаменитый герой совершил по приказу царя Микен Эврисфея. Но что связывало их, почему Геракл вынужден был выполнять приказы царя Микен? Ведь оба они были потомки Персея, как утверждает миф. Вот почему наш рассказ о Геракле следует начать с родословной. О чём же повествует миф?
 У Персея в Микенах родились четверо сыновей: Алкей, Сфенел, Электрион, Местор и дочь Горгофона. Эврисфей и Алкмена, мать Геракла, являлись внуками Персея. Отцом Алкмены был Электрион, а матерью Анаксо, дочь Алкея. Геракл являлся правнуком Персея и по отцовской, и по материнской линии. По материнской линии дедушкой Геракла был Электрион, а бабушкой Анаксо. По отцовской линии дедушкой героя был Алкей, сын Персея, а бабушкой Астидамия, дочь Пелопса. Матерью Геракла была Алкмена, дочь Анаксо и Электриона. А вот отцом героя считали как Амфитриона, сына Алкея и Астидамии, так и...Зевса. При рождении герою дали имя Алкид, что явно указывало, что дедушкой его был Алкей. Таким образом, оба его дедушки были родными братьями, а отец и мать - двоюродными. Но при чём тогда здесь Зевс? Почему авторы мифа указывают, что к рождению Геракла имел отношение Зевс?
У Сфенела и Никиппы, дочери Пелопса, родились Алкиноя, Медуса и Эврисфей, "который и воцарился в Микенах".

Аполлодор "Мифологическая библиотека", книга II:
"Когда должен был родиться Геракл, Зевс объявил богам, что тот из потомков Персея, который сейчас появится на свет, воцарится над Микенами. Тогда Гера из ревности уговорила богиню Эйлитию задержать роды у Алкмены и сделать так, чтобы сын Сфенела Эврисфей появился на свет семимесячным".

Когда Электрион был царём Микен, тафийцы (потомки Местора) напали на город, убили его сыновей и угнали у него коров. Амфитрион выкупил коров и вернул их в Микены.


"А Электрион, желая отомстить за гибель своих сыновей, передал правление, а также свою дочь Алкмену Амфитриону и, взяв с последнего клятву, что он оставит Алкмену до его возвращения девушкой, решил отправиться в поход на телебоев. Во время передачи стада, когда одна из коров отбилась и стала убегать, Амфитрион метнул в нее дубину, которую держал в руке; дубина от рогов коровы рикошетом попала в голову Электриону и убила его наповал".

Сфенел, брат Алкея и Электриона, изгнал Амфитриона и захватил власть над Микенами и Тиринфом. "Амфитрион вместе с Алкменой и Ликимнием прибыл в Фивы и был очищен от скверны царем Креонтом". Алкмена сказала, что выйдет замуж за того, кто отомстит за смерть её братьев. Амфитрион отправился на войну вместе со своими союзниками, где ему сопутствовала удача. Захватив добычу, он отплыл назад в Беотию.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"Еще до того, как Амфитрион прибыл в Фивы, Зевс, приняв его облик, пришел ночью (превратив одну ночь в три) к Алкмене и разделил с ней ложе, рассказав при этом все, что произошло с телебоями. Амфитрион же, прибыв к жене, заметил, что его жена не проявляет к нему пылкой любви, и спросил ее о причине этого. Та ответила, что он уже разделял с ней ложе, придя прошлой ночью, и тогда Амфитрион, обратившись к Тиресию, узнал о близости Зевса с Алкменой.
Алкмена же родила двух сыновей: Зевсу она родила Геракла, который был старше на одну ночь, Амфитриону же Ификла".

Далее легенда говорит, что, когда мальчикам было восемь месяцев, то ли Гера прислала двух змей, то ли по другим данным сам Амфитрион сделал это, но Геракл задушил их голыми руками. Так гласит миф. А какова же реальная история?

Итак, три сына Персея Алкей, Сфенел и Местор женаты на дочерях Пелопса, а четвёртый сын Электрион на дочери Алкея. Следовательно, эти люди одного поколения. Конфликты между потомками Персея - это следствие их борьбы за власть в Микенах. Из текста "Мифологической библиотеки" трудно понять, кто из братьев старше. Ещё больше вопросов вызывает принцип и очерёдность смены власти. Кажется, что по истечении нескольких лет (а, возможно, и одного года) один брат сменяет другого. После нападения телебоев Электрион отправляется в поход, оставляя власть в городе и свою дочь Алкмену на попечение своего племянника Амфитриона. Он берёт с него клятву, что Амфитрион сохранит девственность Алкмены до его возвращения. Удивительная наивность отца девушки... Получив девушку и воспользовавшись подвернувшимся случаем, Амфитрион с поразительной быстротой избавляется от своего дяди. Обстоятельства убийства Электриона говорят, что это не была роковая случайность. Рикошет дубины от рогов коровы, вызвавший смерть Электриона, - несомненный намёк авторов мифа на истинного виновника смерти несчастного отца Алкмены. Он очень напоминает полёт диска Персея во время убийства Акрисия. Сомнительная точность броска дубины, сначала в рога коровы, затем в голову Электриона как и удивительная сила после рикошета - невероятнейшие обстоятельства смерти и её кажущаяся случайность слишком уж фантастические, чтобы быть правдивыми. Несомненно это преднамеренное убийство.

Возмущённый этим преступлением, ещё один сын Персея Сфенел изгоняет убийцу из Арголиды и захватывает власть в Микенах и Тиринфе. О рождении у него сына Эврисфея сообщается ещё до того, как Электрион стал царём в Микенах. Эврисфей, Алкмена и Амфитрион - это следующее поколение потомков Персея, внуков. Вот почему Эврисфей примерно на 20 лет старше Геракла, правнука Персея.
Перед рождением Геракла Зевс объявляет богам, что тот потомок Персея, который сейчас появится на свет, станет царём в Микенах. Но...тогда он не должен посещать ночью Алкмену, у него не будет повода удлинять ночь любви. Ведь в противном случае Геракл не станет потомком Персея, а будет сыном Зевса. Явное противоречие. Чтобы слова Зевса не оказались ложными, он не должен приходить ночью к Алкмене. Итак, или Зевс соврал, или он не приходил ночью к Алкмене.

И попытка авторов мифа обосновать претензии Геракла на власть в Микенах его происхождением от Зевса выглядит не только наивной, она становится просто смешной, когда ревнивая Гера задерживает роды у Алкмены. Видно, что боги совершают необдуманные поступки в условиях дефицита времени: Зевс одну ночь превращает в три, Гера отменяет решение Зевса, хотя он объявил его уже богам... Как легко опозориться царю бессмертных, имея такую жену! Ему явно не хватает времени, чтобы насладиться смертной женщиной. Неужели они лучше обитательниц Олимпа? То, что естественно для мира людей, точно не нравится самим богам. А неестественность поведения это верный признак обмана.

В Фивах Креонт проводит специальный обряд очищения над Амфитрионом после убийства Электриона. Это чрезвычайно важный момент, подтверждающий факт убийства. С этим обрядом мы ещё не раз столкнёмся в связи с подвигами Геракла. Суть обряда заключалась в том, что над головой убийцы размахивали поросёнком, которого потом убивали и его кровью обрызгивали руки убийцы. Обряд проводился с целью, чтобы внушить (богам, участникам обряда, свидетелям?), что убийца запятнан кровью именно поросёнка, а не человека. И в доказательство этого кому-то - то ли людям, то ли богам - демонстрировались руки, запятнанные кровью поросёнка. Обманчивая простота обряда утверждала: хотя в народе и ходят слухи об убийстве, но никто не может найти свидетелей преступления, а вот в факте убийства поросёнка каждый может убедиться лично. Смотрите внимательно, о люди... Боги, не судите строго человека, виновного в смерти поросёнка... Мы, жрецы, свидетельствуем в этом...

Алкмена обещает выйти замуж за того, кто отомстит за смерть братьев. Амфитрион соглашается. Война продолжалась. В ходе её Амфитрион одержал победу. Но, когда он возвратился в Фивы, где в то время жила Алкмена, его ждал сюрприз от Зевса...
Буквально накануне к Алкмене явился ночью Зевс и разделил с ней ложе, приняв облик Амфитриона. Чтобы развлечь её, он принялся ей рассказывать о подвигах мужа Алкмены на полях битвы. Когда пришёл час для подвигов в постели, время словно остановилось для влюблённого Зевса: одна ночь превратилась в три. Поистине, счастливые часов не наблюдают. Ночь коротка для влюблённых, а для царя богов ведь это ещё и большой труд, ведь речь идёт о зачатии великого героя.Тут нельзя допустить брака...

И всё-таки не станем завидовать Зевсу. У Внимательного Читателя, вероятно, возникли некоторые вопросы к авторам мифа. А когда Алкмена успела стать женой Амфитриона? Ведь в Микенах он дал слово отцу Алкмены, что сохранит её девственницей. А в Фивах уже она сказала ему, что выйдет замуж за того, кто отомстит за смерть её братьев. То есть, формально по легенде до возвращения Амфитриона из похода он и Алкмена не являются супругами. Другое дело, что человек, убивший отца девушки, наверняка не будет исполнять своего обещания ему сохранять девственницей его дочь...
Явившись к Алкмене ночью в облике Амфитриона, Зевс обманывает и Алкмену, и Амфитриона. И кому нужен бог, который обманывает и мужей, и жён? И кто сказал, что его потомок будет лучше? Трудно ещё признать Зевса отцом Геракла потому, что, если он был отцом Персея, то тогда на момент рождения Геракла ему было примерно 90 лет. Многовато для папаши. И как ему в таком случае удалось очаровать Алкмену? Ах, да ведь было же чудо - Зевс принял облик Амфитриона, стал выглядеть намного моложе. Вот она тайна перевоплощения или всё-таки обман... Если посмотреть на сообщения других авторов, например Гесиода, то в "Щите Геракла", он называет нашего героя сыном Амфитриона. Алкмена родила двух близнецов. Старшего при рождении назвали Алкидом (Гераклом его назвала Пифия спустя много лет), младшего Ификлом. И это тоже косвенное свидетельство, что именно Амфитрион (сын Алкея) является отцом Геракла.

Но по легенде в своём отцовстве продолжает сомневаться сам Амфитрион. Якобы он обращается к прорицателю, и тот говорит, что отцом старшего является Зевс, а младшего - Амфитрион. На самом деле здесь есть, по всей вероятности, косвенное свидетельство сомнений Амфитриона, отсутствовавшего дома в течение примерно 9 месяцев. Сомнения продолжали мучить ревнивого и, как мы уже убедились, коварного и мстительного мужа. Как сообщает Ферекид, Амфитрион решился на новое испытание: он запустил в постель двух восьмимесячных мальчиков двух змей. Ификл убежал, а Геракл задушил их обеими руками. Всё это слишком маловероятно. Восьмимесячные мальчики не бегают, и тем более не способны задушить змей. Или легенда выдумана для прославления Геракла, который начал таким образом свершать свои подвиги, не вставая с постели, или кто-то из людей, зайдя в спальню, обнаружил змей раньше.

Возникает вопрос, почему авторы мифов стремятся приписать отцовство многих героев Зевсу? С одной стороны, "рождённый Зевсом" - диоген - означает примерно тоже, что и в России Богдан - "богом данный". Это имя давалось людям в тех случаях, когда отцовство нельзя было точно установить. А с другой стороны, "рождённый Зевсом" - это знак отличия героя, прославить которого можно было вот таким путём, сказав, что он является сыном самого Зевса.

Пятница, 18 Апреля 2014 г. 12:53
Приступая к жизнеописанию Геракла, прежде всего следует обратить внимание на то, что свои выдающиеся подвиги знаменитый герой совершил по приказу царя Микен Эврисфея. Но что связывало их, почему Геракл вынужден был выполнять приказы царя Микен? Ведь оба они были потомки Персея, как утверждает миф. Вот почему наш рассказ о Геракле следует начать с родословной. О чём же повествует миф?

У Персея в Микенах родились четверо сыновей: Алкей, Сфенел, Электрион, Местор и дочь Горгофона. Эврисфей и Алкмена, мать Геракла, являлись внуками Персея. Отцом Алкмены был Электрион, а матерью Анаксо, дочь Алкея. Геракл являлся правнуком Персея и по отцовской, и по материнской линии. По материнской линии дедушкой Геракла был Электрион, а бабушкой Анаксо. По отцовской линии дедушкой героя был Алкей, сын Персея, а бабушкой Астидамия, дочь Пелопса. Матерью Геракла была Алкмена, дочь Анаксо и Электриона. А вот отцом героя считали как Амфитриона, сына Алкея и Астидамии, так и...Зевса. При рождении герою дали имя Алкид, что явно указывало, что дедушкой его был Алкей. Таким образом, оба его дедушки были родными братьями, а отец и мать - двоюродными. Но при чём тогда здесь Зевс? Почему авторы мифа указывают, что к рождению Геракла имел отношение Зевс?

У Сфенела и Никиппы, дочери Пелопса, родились Алкиноя, Медуса и Эврисфей, "который и воцарился в Микенах".

Аполлодор "Мифологическая библиотека", книга II:
"Когда должен был родиться Геракл, Зевс объявил богам, что тот из потомков Персея, который сейчас появится на свет, воцарится над Микенами. Тогда Гера из ревности уговорила богиню Эйлитию задержать роды у Алкмены и сделать так, чтобы сын Сфенела Эврисфей появился на свет семимесячным".

Когда Электрион был царём Микен, тафийцы (потомки Местора) напали на город, убили его сыновей и угнали у него коров. Амфитрион выкупил коров и вернул их в Микены.


"А Электрион, желая отомстить за гибель своих сыновей, передал правление, а также свою дочь Алкмену Амфитриону и, взяв с последнего клятву, что он оставит Алкмену до его возвращения девушкой, решил отправиться в поход на телебоев. Во время передачи стада, когда одна из коров отбилась и стала убегать, Амфитрион метнул в нее дубину, которую держал в руке; дубина от рогов коровы рикошетом попала в голову Электриону и убила его наповал".

Сфенел, брат Алкея и Электриона, изгнал Амфитриона и захватил власть над Микенами и Тиринфом. "Амфитрион вместе с Алкменой и Ликимнием прибыл в Фивы и был очищен от скверны царем Креонтом". Алкмена сказала, что выйдет замуж за того, кто отомстит за смерть её братьев. Амфитрион отправился на войну вместе со своими союзниками, где ему сопутствовала удача. Захватив добычу, он отплыл назад в Беотию.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"Еще до того, как Амфитрион прибыл в Фивы, Зевс, приняв его облик, пришел ночью (превратив одну ночь в три) к Алкмене и разделил с ней ложе, рассказав при этом все, что произошло с телебоями. Амфитрион же, прибыв к жене, заметил, что его жена не проявляет к нему пылкой любви, и спросил ее о причине этого. Та ответила, что он уже разделял с ней ложе, придя прошлой ночью, и тогда Амфитрион, обратившись к Тиресию, узнал о близости Зевса с Алкменой.
Алкмена же родила двух сыновей: Зевсу она родила Геракла, который был старше на одну ночь, Амфитриону же Ификла".

Далее легенда говорит, что, когда мальчикам было восемь месяцев, то ли Гера прислала двух змей, то ли по другим данным сам Амфитрион сделал это, но Геракл задушил их голыми руками. Так гласит миф. А какова же реальная история?

Итак, три сына Персея Алкей, Сфенел и Местор женаты на дочерях Пелопса, а четвёртый сын Электрион на дочери Алкея. Следовательно, эти люди одного поколения. Конфликты между потомками Персея - это следствие их борьбы за власть в Микенах. Из текста "Мифологической библиотеки" трудно понять, кто из братьев старше. Ещё больше вопросов вызывает принцип и очерёдность смены власти. Кажется, что по истечении нескольких лет (а, возможно, и одного года) один брат сменяет другого. После нападения телебоев Электрион отправляется в поход, оставляя власть в городе и свою дочь Алкмену на попечение своего племянника Амфитриона. Он берёт с него клятву, что Амфитрион сохранит девственность Алкмены до его возвращения. Удивительная наивность отца девушки... Получив девушку и воспользовавшись подвернувшимся случаем, Амфитрион с поразительной быстротой избавляется от своего дяди. Обстоятельства убийства Электриона говорят, что это не была роковая случайность. Рикошет дубины от рогов коровы, вызвавший смерть Электриона, - несомненный намёк авторов мифа на истинного виновника смерти несчастного отца Алкмены. Он очень напоминает полёт диска Персея во время убийства Акрисия. Сомнительная точность броска дубины, сначала в рога коровы, затем в голову Электриона как и удивительная сила после рикошета - невероятнейшие обстоятельства смерти и её кажущаяся случайность слишком уж фантастические, чтобы быть правдивыми. Несомненно это преднамеренное убийство.

Возмущённый этим преступлением, ещё один сын Персея Сфенел изгоняет убийцу из Арголиды и захватывает власть в Микенах и Тиринфе. О рождении у него сына Эврисфея сообщается ещё до того, как Электрион стал царём в Микенах. Эврисфей, Алкмена и Амфитрион - это следующее поколение потомков Персея, внуков. Вот почему Эврисфей примерно на 20 лет старше Геракла, правнука Персея.
Перед рождением Геракла Зевс объявляет богам, что тот потомок Персея, который сейчас появится на свет, станет царём в Микенах. Но...тогда он не должен посещать ночью Алкмену, у него не будет повода удлинять ночь любви. Ведь в противном случае Геракл не станет потомком Персея, а будет сыном Зевса. Явное противоречие. Чтобы слова Зевса не оказались ложными, он не должен приходить ночью к Алкмене. Итак, или Зевс соврал, или он не приходил ночью к Алкмене.

И попытка авторов мифа обосновать претензии Геракла на власть в Микенах его происхождением от Зевса выглядит не только наивной, она становится просто смешной, когда ревнивая Гера задерживает роды у Алкмены. Видно, что боги совершают необдуманные поступки в условиях дефицита времени: Зевс одну ночь превращает в три, Гера отменяет решение Зевса, хотя он объявил его уже богам... Как легко опозориться царю бессмертных, имея такую жену! Ему явно не хватает времени, чтобы насладиться смертной женщиной. Неужели они лучше обитательниц Олимпа? То, что естественно для мира людей, точно не нравится самим богам. А неестественность поведения это верный признак обмана.

В Фивах Креонт проводит специальный обряд очищения над Амфитрионом после убийства Электриона. Это чрезвычайно важный момент, подтверждающий факт убийства. С этим обрядом мы ещё не раз столкнёмся в связи с подвигами Геракла. Суть обряда заключалась в том, что над головой убийцы размахивали поросёнком, которого потом убивали и его кровью обрызгивали руки убийцы. Обряд проводился с целью, чтобы внушить (богам, участникам обряда, свидетелям?), что убийца запятнан кровью именно поросёнка, а не человека. И в доказательство этого кому-то - то ли людям, то ли богам - демонстрировались руки, запятнанные кровью поросёнка. Обманчивая простота обряда утверждала: хотя в народе и ходят слухи об убийстве, но никто не может найти свидетелей преступления, а вот в факте убийства поросёнка каждый может убедиться лично. Смотрите внимательно, о люди... Боги, не судите строго человека, виновного в смерти поросёнка... Мы, жрецы, свидетельствуем в этом...

Алкмена обещает выйти замуж за того, кто отомстит за смерть братьев. Амфитрион соглашается. Война продолжалась. В ходе её Амфитрион одержал победу. Но, когда он возвратился в Фивы, где в то время жила Алкмена, его ждал сюрприз от Зевса...
Буквально накануне к Алкмене явился ночью Зевс и разделил с ней ложе, приняв облик Амфитриона. Чтобы развлечь её, он принялся ей рассказывать о подвигах мужа Алкмены на полях битвы. Когда пришёл час для подвигов в постели, время словно остановилось для влюблённого Зевса: одна ночь превратилась в три. Поистине, счастливые часов не наблюдают. Ночь коротка для влюблённых, а для царя богов ведь это ещё и большой труд, ведь речь идёт о зачатии великого героя.Тут нельзя допустить брака...

И всё-таки не станем завидовать Зевсу. У Внимательного Читателя, вероятно, возникли некоторые вопросы к авторам мифа. А когда Алкмена успела стать женой Амфитриона? Ведь в Микенах он дал слово отцу Алкмены, что сохранит её девственницей. А в Фивах уже она сказала ему, что выйдет замуж за того, кто отомстит за смерть её братьев. То есть, формально по легенде до возвращения Амфитриона из похода он и Алкмена не являются супругами. Другое дело, что человек, убивший отца девушки, наверняка не будет исполнять своего обещания ему сохранять девственницей его дочь...

Явившись к Алкмене ночью в облике Амфитриона, Зевс обманывает и Алкмену, и Амфитриона. И кому нужен бог, который обманывает и мужей, и жён? И кто сказал, что его потомок будет лучше? Трудно ещё признать Зевса отцом Геракла потому, что, если он был отцом Персея, то тогда на момент рождения Геракла ему было примерно 90 лет. Многовато для папаши. И как ему в таком случае удалось очаровать Алкмену? Ах, да ведь было же чудо - Зевс принял облик Амфитриона, стал выглядеть намного моложе. Вот она тайна перевоплощения или всё-таки обман... Если посмотреть на сообщения других авторов, например Гесиода, то в "Щите Геракла", он называет нашего героя сыном Амфитриона. Алкмена родила двух близнецов. Старшего при рождении назвали Алкидом (Гераклом его назвала Пифия спустя много лет), младшего Ификлом. И это тоже косвенное свидетельство, что именно Амфитрион (сын Алкея) является отцом Геракла.

Но по легенде в своём отцовстве продолжает сомневаться сам Амфитрион. Якобы он обращается к прорицателю, и тот говорит, что отцом старшего является Зевс, а младшего - Амфитрион. На самом деле здесь есть, по всей вероятности, косвенное свидетельство сомнений Амфитриона, отсутствовавшего дома в течение примерно 9 месяцев. Сомнения продолжали мучить ревнивого и, как мы уже убедились, коварного и мстительного мужа. Как сообщает Ферекид, Амфитрион решился на новое испытание: он запустил в постель двух восьмимесячных мальчиков двух змей. Ификл убежал, а Геракл задушил их обеими руками. Всё это слишком маловероятно. Восьмимесячные мальчики не бегают, и тем более не способны задушить змей. Или легенда выдумана для прославления Геракла, который начал таким образом свершать свои подвиги, не вставая с постели, или кто-то из людей, зайдя в спальню, обнаружил змей раньше.

Возникает вопрос, почему авторы мифов стремятся приписать отцовство многих героев Зевсу? С одной стороны, "рождённый Зевсом" - диоген - означает примерно тоже, что и в России Богдан - "богом данный". Это имя давалось людям в тех случаях, когда отцовство нельзя было точно установить. А с другой стороны, "рождённый Зевсом" - это знак отличия героя, прославить которого можно было вот таким путём, сказав, что он является сыном самого Зевса.

Геракл (у римлян – Геркулес) был сын Зевса. Мать его Алкмена и отчим Амфитрион принадлежали к славному аргосскому роду Персеидов и оба были внуки великого героя Персея. Сам Геракл был величайший из героев древности, муж великой силы, непобедимого мужества, поставивший себе задачей быть неизменно покорным воле отца своего Зевса и ратовать для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет соединено с трудами и опасностями. Геракл – в высшей степени честная натура, он достоин самой счастливой участи, но злая доля преследует его с самого его рождения, и только прожив жизнь, полную величайших усилий и страданий, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами. Несчастия Геракла начинаются с самого его рождения. Родился он на чужбине, в изгнании. Отчим его Амфитрион нечаянно убил тестя своего Электриона и за это изгнан был братом его Сфенелом из Аргоса – своей отчизны. Вместе с женой он искал пристанища у дяди своего с материнской стороны, фиванского царя Креонта, который дружески его принял и смыл с него тяжкое преступление. В Фивах, на месте изгнания отчима, родился Геракл; но отец его Зевс задумал отдать ему владычество над аргосской землей – царством Персеидов. В день его рождения на Олимпе в собрании богов, полный самых светлых ожиданий, Зевс сказал: "Выслушайте меня, все боги и богини! Ныне родится на свет тот, кому властвовать над всем потомством Персея и над всем Аргосом". Супруга Зевса Гера, ревниво оберегавшая свои супружеские права, разгневалась на похвальбу мужа и лукаво ответила: "Лжешь ты, Кронион; никогда не исполнится твое слово. Добро, поклянись мне неложной клятвой, что тот, кто сегодня родится в семье Персеидов, будет царствовать над Аргосом, над Персеидами, от твоей крови происшедшими". Зевс не заметил хитрости супруги и произнес клятву. Тогда устремилась Гера с вершины Олимпа в Аргос, где – как ей было известно супруга Сфенела скоро должна была родить. Гера, как богиня родов, распорядилась так, что жена Сфенела до срока родила живого ребенка, и в то же время замедлила роды Алкмены. Возвратилась богиня на Олимп и молвила Зевсу: " Выслушай меня, отец Зевс: родился Эврисфей, сын Сфенела, из твоего рода; он будет властвовать над всеми аргивянами". Опечалился, разгневался Кронион, что обманула его Атэ (олицетворение дури, помрачения ума); и схватил он в гневе Атэ за волосы и бросил ее с Олимпа, и пала она на землю к людям; и поклялся Зевс страшной клятвой, что никогда уже не возвратится Атэ на совет богов. Геракл, правда, родился в тот же день; но право первородства давало Эврисфею владычество над всем родом, стало – и над ним. Так сильный подчинен был владычеству слабого; и впоследствии Зевс, видя, как томился сын его, служа Эврисфею, не раз раскаивался в своей роковой поспешности. Но он обратил на благо сыну своему эту ошибку, заключив с Герой договор, по которому Геракл, совершив двенадцать подвигов, которые возложит на него Эврисфей, станет причастным к бессмертию. И чтобы Геракл не изнемог от трудных своих подвигов, он посылает ему благой помощницей в трудах свою дочь Афину Палладу. Вместе с Гераклом родился Ификл, сын Амфитриона. Лишь только узнала Гера, что два ребенка родились на свет и лежат в пеленках, побуждаемая гневом, она послала на пагубу малюткам двух огромных змей. Тихо подкрались они через открытые двери в спальню Алкмены и уже готовы были схватить малюток своей прожорливой пастью, но Геракл поднял голову и испытал силы свои в первой борьбе. Обеими ручонками схватил он змей за шею и удавил их: бездыханны стали страшные чудовища. Ужас объял прислужниц при спальне Алкмены; раздетые, без памяти бросаются они с постелей, чтобы остановить чудовищ. Быстро на крик их сбежалась толпа кадмейских витязей в медных доспехах; в страхе прибегает и Амфитрион с обнаженным мечом.

Изумленный, остановился он, полный страха и вместе полный радости: неслыханное мужество и силу увидал он в своем сыне. Тогда велел он призвать соседа своего, великого Зевсова пророка Тиресия, и тот предсказал ему и всему собранию судьбу младенца: сколько диких зверей погубит он на суше и на море, сколько диких и кичливых людей предаст смерти. Даже когда на Флегрейском поле боги начнут борьбу с гигантами, и тогда стрелами его много блестящих голов повержено будет в прах. Наконец он в мире будет вечно наслаждаться покоем – достойная награда его великих трудов. В чертогах богов он вступит в супружество с цветущей Гебой, и брачное пиршество будет у Зевса, Кроноса сына, и насладится он блаженной жизнью. Этими немногими словами пророк очертил всю судьбу нашего героя.

Младенец Геракл душит змей

Амфитрион убедился в великом предназначении своего питомца и дал ему достойное героя воспитание. Обучать Геракла военному искусству он поручил отличнейшим знатокам дела. Стрельбе из лука научил его Эврит, знаменитейший стрелок своего времени; единоборству – хитрый и искусный Автолик, сын Гермеса, дед хитроумного Одиссея; владеть тяжелым оружием – Кастор, один из Диоскуров. Править колесницей научил его сам Амфитрион: он был особенно опытен в этом искусстве. Тогда воину необходимо было умение править колесницей, так как в битвах сражались с боевых колесниц. Кроме этого физического и военного образования должно было развить дух мальчика искусствами и науками. Но, кажется, юный Геракл не сделал в них желанных успехов. По крайней мере учитель часто имел причины порицать его и наказывать. Раз он ударил Геракла, отчего тот пришел в сильный гнев и кифарой ударил учителя по голове. Удар был так силен, что Лин упал мертвый на месте. Мальчик за убийство представлен был на суд; но он оправдывал себя изречением Радаманта: ударенный должен возвратить удар, – и его оправдали.

Амфитрион боялся, чтобы мальчик не сделал еще каких-нибудь подобных выходок в будущем времени, удалил его из города и отослал к стадам своим на Киферонские горы. Здесь вырос он крепким юношей и всех превосходил и ростом, и силой. С первого раза можно было узнать в нем Зевсова сына. Он был шести футов ростом и имел мощные члены. Глаза его блестели огненным блеском. В стрельбе из лука и метании дротика Геракл был так искусен, что никогда не давал промаха.

В то время как Геракл был на Кифероне, еще восемнадцатилетним юношей, убил он страшного киферонского льва, который часто, сходя в долину, душил быков отца его. Шкуру убитого льва Геракл набросил на себя так, что она спускалась со спины его, передними лапами стянута была у груди, между тем как пасть служила шлемом. Это был первый подвиг, совершенный Гераклом на благо людей. Когда Геракл возвращался с этой охоты, повстречались ему послы орхоменского царя Эргина, шедшие в Фивы за сбором дани, которую фиванцы должны были им вручить. За то, что один фиванец умертвил отца Эргина Климена, орхоменский царь пошел войной на Фивы и принудил их в течение двадцати лет ежегодно платить по 100 быков. Когда Геракл встретил послов, он стал мучить их: обрезал им носы и уши и, завязав за спину руки, отослал их с этой данью в Орхомен к царю.

Это оскорбление повело, разумеется, к войне между Орхоменом и Фивами. Эргин выступил с большим войском, но Геракл в дивных, блестящих доспехах, подаренных ему его помощницей и другом Афиной, стал во главе фивской рати, победил вражеское войско и собственной рукой убил царя. Этой победой Геракл не только освободил фиванцев от позорной дани, но и принудил орхоменцев платить (фиванцам) двойную дань. В битве пал Амфитрион. Он отличился храбростью так же, как и брат Геракла Ификл. Оба брата награждены были благодарным царем Креоном за их геройские подвиги. Гераклу он дал в супружество старшую дочь свою Мегару, Ификлу – младшую дочь.

Когда Геракл праздновал свой брак с Мегарой, небожители сошли с Олимпа и приняли участие в блестящем празднестве, как в былое время в свадебном пире Кадма и Гармонии, и одарили героя самыми превосходными подарками. Гермес подарил ему меч, Аполлон – лук и стрелы, Гефест – золотой панцирь. Афина – прекрасную одежду. Палицу свою Геракл срубил себе впоследствии в Немейской роще.

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.

Геракл на распутье между
Добродетелью и Пороком,
Помпео Батони, 1765 год

Франсуа Лемуан,
1725 год

Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей. Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры. Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру – юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.

Гюстав Моро, 1876 год

Борис Валледжо, 1988 год

Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды. Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон. Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.

Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных Гефестом и дарованных Гераклу благосклонной к нему богиней Афиной.

Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита, отказался принести в жертву богу моря Посейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой.

Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда. Оставшиеся четыре подвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты. Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона. После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла – путешествие в царство мертвых – был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.

Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена Деянира, по совету умирающего от руки Геракла кентавра Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя. Когда герой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багряная молния и Зевс принял сына в сонм бессмертных.

Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва – в память о немейском льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланной Герой в помощь лернейской гидре. В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: