Страхование экологических рисков. Процедуры экологического страхования К видам экологического страхования относится

Форма страхования - это порядок организации страхования на основах добровольности или обязательности. В Российской Федерации действует Федеральный закон в редакции от 4 января 1998 года «Об организации страхового дела в РФ», который предусматривает добровольное и обязательное страхование. Нормы указанного Закона относятся и к экологическому страхованию, применительно к которому также закреплены две формы его проведения: обязательное и добровольное .

В рамках экологического страхования может быть рассмотрено обязательное страхование, а также обязательное государственное страхование.

Обязательное экологическое страхование в настоящее время проводится путем включения экологических рисков в перечень страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий - источниками повышенной экологической опасности.

В частности, на практике экологические риски (в части рисков чрезвычайных ситуаций, обусловленных техногенными авариями) страхуются в рамках: обязательного страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты: обязательного страхования ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии; обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений; страхования ответственности по возмещению ущерба в случае космической деятельности, морских аварий и др., повлекших за собой причинение вреда окружающей природной среде.

Обязательное государственное экологическое страхование, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (страхователям) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства.

В понятии экологического страхования охватываются следующие страховые случаи: катастрофы, экологические и стихийные бедствия, аварии. Несложно заметить, что им охватывается не только группа страховых рисков, реализованных в страховом случае (авария, катастрофа), явившемся следствием деятельности страхователя, но и группа страховых рисков, реализуемая при наступлении стихийных и экологических бедствий.

Вопрос выбора формы страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая является принципиальным. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, что страхователем здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.

В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.

В настоящее время бюджет Российской Федерации не позволяет в полной мере обеспечить фонды и резервы финансовыми ресурсами. Система внебюджетных экологических фондов в России начала создаваться в 1991-1995 гг. Внебюджетные фонды дополняют бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей. Основные направления расходования средств экофондов - это строительство природоохранных объектов, экологическое образование населения, развития материально-технической базы природоохранных органов.

Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль).

Была доказана неудовлетворительность практики экологического страхования - в России оно существует в основном в форме страхования ответственности, и предприятия избегают использовать страховые механизмы, когда к этому их не обязывает законодательство. Объемы и состояние российского рынка страхования не позволяют полностью компенсировать возможные убытки, связанные с претензиями третьих лиц и восстановительными мероприятиями. Развитие экологического страхования в РФ может протекать в двух направлениях - введение обязательного страхования, регулируемого на федеральном уровне, пропагандируемого «Ассоциацией экологического страхования» или применение различных альтернативных способов передачи рисков,общества взаимного страхования, использование страховых облигаций (CAT-bonds) или аутсорсинг риска.

Очевидно, что в российских условиях лучше всего было бы вводить в обязательной форме. Но такой подход не очень согласуется с добровольным статусом, например, требований международных стандартов в области охраны окружающей среды серии ИСО-14000. Следовательно, нужно искать не менее убедительные и эффективные методы воздействия на природопользователей, сочетающие принципы добровольности с выраженной экономической их заинтересованностью и регулирующей ролью государства.

Так, можно предположить, что процедура проведения конкурсных торгов на право доступа к природопользованию должна включать требования осуществления добровольного за счет рентных доходов страхователя.

Аукцион на право доступа к природопользованию должен предложить покупателям и технологию обязательного страхования. При оценке формы экологического страхования иногда возникает недопонимание разницы между обязательным страхованием в соответствии со ст. 15 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (Федеральный закон 116-ФЗ) и экологическим страхованием в соответствии со ст. 18 Федерального закона “Об охране окружающей среды “(Федеральный закон 7-ФЗ). Отчасти это объясняется отсутствием внятной нормативно- методической базы по тому и другому закону, отчасти - известной несогласованностью отдельных ведомств исполнительной власти в практическом применении этих документов.

Для пояснения проблемы нет нужды выписывать все различия в формах страховой ответственности, заложенные законодателем в эти документы. Достаточно проанализировать инструментальные методы оценки экономического ущерба и его роль в обеспечении ответственности за причинение вреда окружающей среде. Инструменты оценки экономического ущерба от деградации природного капитала обеспечивают получение денежной оценки отрицательного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, которая определяется дополнительными затратами, образующимися в экономике при ликвидации, предотвращении или компенсации последствий такого воздействия.

В методологии оценки экономического ущерба - и на это надо обратить особое внимание, существует несколько принципиальных положений.

Во-первых, оцениваются эффекты, проявляющиеся у реципиентов при воздействии на них загрязненной окружающей среды, но никак не изменения свойств самой окружающей среды.

Во-вторых, дополнительные затраты на предупреждение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов появляются только тогда, когда существуют технологические или иные, например, организационные способы защиты реципиентов от такого воздействия.

В третьих, дополнительные затраты, вызываемые воздействием на реципиентов загрязненной окружающей среды возникают всегда, когда такое воздействие происходит.

В четвертых, в дополнительные затраты, вызываемые воздействием на реципиентов загрязненной окружающей среды, входят затраты на восстановление утраченного качества реципиента и количества недополученной продукции.

При полном уничтожении реципиента к этим затратам добавляется стоимость потерянного реципиента. Естественно, это не относится к населению. Денежная оценка вреда окружающей среде и экономического ущерба, причиняемого здоровью населения и имуществу третьих лиц, определяет объем необходимой компенсации виновной стороной убытка, подлежащего возмещению страховщиком.

Особая роль в контроле за поведением страхователя отводится тарифным ставкам по экологическому страхованию. Они не могут быть установлены едиными не только, например, по отраслям производства страхователей, но даже и по отдельным предприятиям. То же относится и к лимитам ответственности по принимаемым страховщиком рискам загрязнения окружающей среды.

Теоретические аспекты взаимоотношений страховщиков и страхователей в подобных ситуациях требуют моделирования возможных ситуационных решений и разработки соответствующей методологической базы.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм частного рынка становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей среды» экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юриди¬ческих и физических лиц на случай возникновения экологических рисков.

Выделяют два вида экологического страхования: добровольное и обязательное страхование.

Обязательное экологическое страхование предусмотрено в отношении тех видов деятельности, которые представляют повышенную опасность для окружающей сре¬ды.

Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами:

Федеральный закон РФ «О промышленной безо¬пасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116;

Федеральный закон РФ «О безопасности гидротех¬нических сооружений» от 21.07.97 г.;

Федеральный закон РФ «Об использовании атом¬ной энергии» от 20.10. 95 г

Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г. :№ 01-17 «О страховании ответствен¬ности за причинение вреда при эксплуатации опас¬ных производственных объектов».

Обязательное экологическое страхование - это осу¬ществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном произ¬водственном объекте.

В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности:

Деятельность, связанная с использованием горю¬чих, токсичных, взрывчатых веществ;

Горные и иные работы в подземных условиях;

Атомная энергетика;

Эксплуатация гидротехнических сооружений.

Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эк¬сплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязатель-ности наличия у заявителя на момент начала эксплуата¬ции и на протяжении всего периода эксплуатации данно¬го объекта названного договора страхования.

Объектом страхования являются имущественные ин¬тересы страхователя, связанные с его обязанностью воз¬местить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или иму¬ществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.

Страховым случаем, порождающим обязательство страховщика (страховой организации) выплатить страхо¬вое возмещение, является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в ре¬зультате аварии, приведшей к выбросу загрязняющих ве-ществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы от которых подлежат возмещению, ого¬вариваются сторонами при заключении договора.

Страховая выплата производится на основании всту¬пившего в законную силу решения суда.

Размер страховой выплаты определяется страховщи¬ком на основании акта технического расследования при¬чин аварии, судебных решений и других материалов, со¬держащих данные о размере причиненного вреда.

Страховая выплата осуществляется в пределах установ¬ленных страховых сумм, указанных в договоре страхования.

В сумму страхового возмещения включаются:

Ущерб, причиненный уничтожением или поврежде¬нием имущества потерпевшего;

Расходы по восстановлению нарушенной природ¬ной среды;

Расходы на восстановление здоровья граждан, кото¬рым причинен ущерб вследствие аварии.

В страховое возмещение не включаются:

Убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия до¬говора;

Убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

Штрафы, неустойки.

Правовую основу регулирования добровольного эколо¬гического страхования составляет Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утвержденное Постановлением Минприроды РФ от 03.12.92 г.

В качестве страхователей могут выступать как юриди¬ческие, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здо¬ровью либо имуществу третьих лиц.

Для договора добровольного экологического страхова¬ния характерна взаимная заинтересованность страховщи¬ка и страхователя в снижении риска причинения вреда.

Страхователь заинтересован в повышении своей безо¬пасности, так как с ростом вероятности причинения вреда растут и ставки страховых премий. По согласованию со страховщиком страхователь может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховых премий на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования.

Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, выражаю¬щийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о воз¬мещении ущерба, причиненного нарушением экологи¬ческого законодательства.

Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимо¬сти от отрасли производства, в которой осуществляет де¬ятельность страхователь.

Ставки также дифференцируются внутри одной от¬расли в зависимости от степени риска производственно¬го процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте.

Страховые платежи уплачиваются в процентах от раз¬мера годового оборота предприятия.

На основании данных об уплате платежей страховате¬лю выдается страховое свидетельство. С этого момента договор экологического страхования вступает в юриди¬ческую силу.

Получателем страхового возмещения может высту¬пать не только страхователь, но и третье лицо, например, собственник имущества, сдавшего его в аренду и потер¬певшего убыток в результате экологической аварии. Обя¬занность арендатора произвести страхование в пользу собственника арендуемого природного объекта может иметь место только в том случае, если арендодатель вклю¬чил в арендную плату отчисления на экологическое стра¬хование. В случае если экологическое страхование при¬родного объекта не предусмотрено договором, арендатор такой обязанности не несет.


Введение

Теоретические основы экологического страхования

2 Законодательство по экологическому страхованию

3 Критерии оценки риска. Тарифные ставки

4 Частно-экономическая концепция покрытия

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В настоящее время в России практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование".

В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширительная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду (и водоемы). Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права на оборудование и производственную деятельность и права пользования водным пространством или свидетельства о пользовании ими.

Актуальность представленного исследования достаточно очевидна, так как деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Экологический риск обуславливает экологический ущерб, так как экологический риск, независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экосистемы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.

В настоящее время вопрос создания системы экологического страхования в России весьма актуален. Тем более он актуален и для нашего региона, в пределах которого осуществляет хозяйственную деятельность предприятие металлургического комплекса, являющееся основным загрязнителем окружающей среды. А развитие любого комплекса страны, в том числе и металлургического, должно базироваться на соблюдении всех норм экологической безопасности и, по мере возможности, охраны окружающей среды.

Представляется, что одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности является система экологического страхования. Ведь именно экологическое страхование создает взаимную заинтересованность и страхователя, и страховщика в снижении риска аварий. Кроме того, оно позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии, а пострадавшим дается гарантия, что они получат причитающуюся по закону сумму компенсаций за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.

Известно, что корни экологических проблем лежат в экономике. Это предопределяет одну из целей современной природоохранной стратегии - увязать экологические требования, весьма капиталоемкие и потому зачастую невыгодные хозяйствующим субъектам, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход в основном от административных преимущественно к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Одним из средств ее решения является внедрение экологического страхования.

Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.

Поэтому главная задача экологического страхования состоит в аккумулировании и направлении средств на природоохранные мероприятия через специальные фонды, либо в возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью населения в результате ухудшения или изменения ее качества.

Но нормативные правовые акты последних лет невнятно отреагировали на обозначившуюся в практике объективную необходимость сформировать единое понятие экологического страхования. Многообразие его понятий, предлагаемое в ряде научных исследований, на сегодня находится в стадии формирования, а также попыток внедрения в нормативную правовую базу и в практику.

О значимости темы, своевременности ее рассмотрения свидетельствует и степень ее исследованности. В настоящее время отсутствуют комплексные теоретические разработки в области экологического страхования; большинство имеющихся публикаций носят обзорный или информационный характер и освещают один аспект в понятии экологического страхования - только в части страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности.

Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, критерий оценок и расчетов.


1. Теоретические основы экологического страхования


1 Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде


Защита окружающей среды от ущерба требует использования как гражданско-правовых методов, так и страхования.

Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб, - это недопустимо высокий износ основных производственных фондов, низкая технологическая дисциплина, несвоевременное проведение ремонтных работ. Дорогостоящие природоохранные меры подчас нужны не для тех, кто их осуществляет. Потенциальный загрязнитель пребывает в уверенности, что для него самого экологически вредные действия пройдут безнаказанно. Это порождает незаинтересованность в охране природы, в предупреждении и устранении вредных воздействий на окружающую среду.

Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик; его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 20-30%. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельцев предприятий за счет экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно не большие взносы с достаточного числа объектов, компенсировать «реализованную» опасность, т.е. ущерб. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановления здоровья и материального положения), окружающей среде (на очистку ее от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии), хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).

Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное и страхование экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан. В страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, возмещение прямого имущественного интереса третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.

Объект страхования - это риск гражданской ответственности, которая выражается в предъявлении страхователю претензий о возмещении вреда юридическим или физическим лицам. Экологическое страхование аккумулирует денежные средства в фондах страховых организаций. При наступлении страховых случаев эти средства перераспределяются между третьими лицами для компенсации ущерба. Часть средств инвестируется в деятельность страхователей. Страховые операции должны осуществляться на всех этапах деятельности предприятия-страхователя, начиная от технико-экономического обоснования и государственной экологической экспертизы проекта. В систему экологического страхования должны включаться юридические лица - собственники природных ресурсов, заинтересованные в страховой защите природной среды территории.

Субъектами экологического страхования являются страховщик и страхователь.

Страховщик - это страховая организация, которая обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страховое событие (случай) - применительно к экологическому страхованию внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности и сбросу загрязненных сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым продолжит возмещение, оговариваются при заключении договора страхования. Обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба

Аварией на опасном производственном объекте в соответствии с законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения (или технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте), неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам которых в результате аварии нанесен прямой ущерб.

Страхователи - юридические лица, являющиеся владельцами источников повышенной опасности; предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами. Для юридических лиц возможно как добровольное, так и обязательное страхование, для физических - только добровольное. Юридические лица могут застраховать и собственные убытки от экологических аварий.

Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, устанавливаемых в процентах годового оборота предприятия. При определении размера тарифных ставок помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.

Страховое возмещение выплачивается при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном законом порядке. Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества застрахованного лица; расходы, связанные с предварительным расследованием и т.д.

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.

В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности) по каждому объекту страхования. Минимальный размер страховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается Законом РФ «О промышленной безопасности производственных объектов».

Франшиза - это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.

Возможны случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству.

Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.

В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.

В настоящее время бюджет Российской Федерации не позволяет в полной мере обеспечить фонды и резервы финансовыми ресурсами. Система внебюджетных экологических фондов в России начала создаваться в 1991-1995 гг. Внебюджетные фонды дополняют бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей. Основные направления расходования средств экофондов - это строительство природоохранных объектов, экологическое образование населения, развития материально-технической базы природоохранных органов.

Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль).


1.2 Законодательство по экологическому страхованию


Обязательное страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов, в которых определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. В законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование, но и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств. Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.

Действующий механизм возмещения экологического ущерба в современной России не обеспечивает полной компенсации причиненного ущерба и не гарантирует использование даже взысканных с причинителей вреда сумм на реальное воспроизводство и оздоровление пострадавшего объекта природы. Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение причиненного вреда (восстановление плодородного слоя почвы, воспроизводство растительности, зверей, птиц и др.). Очень часто в гражданско-правовом механизме превалирует использование штрафных санкций. Однако о возмещении ущерба экологии сегодня можно говорить лишь условно. Естественные объекты природы не имеют стоимостной оценки, а денежное возмещение, взыскиваемое с причинителей вреда, не всегда равнозначно возмещению в натуре. Поэтому наряду с предупредительной функцией непосредственной целью гражданско-правовой ответственности является компенсация причиненного экологического вреда путем взыскания доходов, которые могли быть получены при нормальной эксплуатации природных объектов. Другой показатель неэффективности действующего механизма - это отступление от принципов полного возмещения экологического ущерба его причинителями. Особенно большой ущерб наносит неполное возмещение экологических убытков, причиняемых предприятиями и организациями. В частности, по рыбному хозяйству компенсируется примерно 17% ущерба (без учета возмещения в добровольном порядке), а по делам о лесных пожарах - 50%.

Такое положение противоречит гражданскому законодательству: в статье 1064 ГК РФ указано, что вред, причиняемый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При низком правосознании и при низкой экономической ответственности руководителей предприятий очень сложно убедить их заключить договор страхования. Каждый из них видит в страховании только первую часть - затратную. А вторая часть - возможность получения возмещения третьим лицом, понесшим убыток, их не интересует.

Убедить предприятие застраховать свою гражданскую ответственность может неотвратимость наступления экономических и правовых санкций при загрязнении окружающей среды. Каждый руководитель, сопоставив стоимость затрат по страхованию с объемом своей ответственности, которая будет переложена на страховщика, должен решить, что выгоднее. Вопрос будет решаться в пользу страхования, если потери и отрицательные последствия для потенциального загрязнителя природы будут существенными.

Необходимо четко и подробно определить объем страховой ответственности и выделить экологические риски в особый вид страхования.

Общие черты в практике зарубежных стран при страховании ответственности за загрязнение окружающей среды: - исключение ответственности страховщика за убытки, причиняемые постоянными или повторными выбросами загрязняющих веществ (включая такие выбросы, которые соответствуют нормам, разрешенным законом); исключение ответственности за расходы на превентивную очистку; установление лимита страховой ответственности.

В 1992 году принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, сохранения природных ресурсов и естественной среды обитания человека.

Основные принципы охраны окружающей среды, которыми должны руководствоваться все граждане и юридические лица: приоритет охраны жизни и здоровья, обеспечение благоприятных экологических условий для жизнедеятельности людей; сочетание экологических интересов общества, обеспечивающее реальные гарантии прав человека на здоровую для жизни окружающую среду; соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения.

В соответствии с указанным Законом охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат следующие объекты окружающей среды: - естественные экологические системы, климат, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, микроорганизмы, леса и иная растительность, генофонд, природные ландшафты.

К категории особых объектов охраны природной среды отнесены государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Законом определен экономический механизм охраны окружающей среды, в который входят в качестве основного источника финансирования экологических программ фонды экологического страхования.

Закон «Об охране окружающей природной среды», помимо административной и уголовной ответственности, предусматривает возмещение вреда, причиненного природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, в полном объеме.

Вред, причиненный нарушением природоохранительного законодательства, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природоохранной среды с учетом понесенных убытков.

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.

Достаточными средствами для указанных целей не обладает практически ни одно предприятие. Так, закон предусматривает проведение добровольного и обязательного государственного экологического страхования предприятий, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, взрывов и аварий. Общий принцип обеспечения возмещения убытков, причиняемых окружающей среде, должен заключаться в сочетании обязательности участия в создании страховой защиты предприятий, загрязняющих окружающую среду, и добровольности выбора метода такой защиты.

Проведение страховой ответственности на случай загрязнения окружающей среды требует соблюдения ряда условий: убытки должны быть точно определены по месту и времени и исчислены в денежном выражении. Договор страхования ответственности за загрязнение окружающей среды не должен противоречить договору страхования общегражданской ответственности. В связи с этим страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности, строго следуют правилам: выплачивать страхователям страховое возмещение за расходы на компенсацию, присуждаемую по закону пострадавшим третьим лицам, и расходы в связи с судебной защитой; исключить из выплачиваемого возмещения штрафы; - лимитировать объем страховой ответственности только случайными событиями, исключив из него преднамеренные действия или ошибки. Западные страховые компании пытаются воздействовать на страхователя следующими путями: проводят обследование технического оборудования и организации труда, чтобы выяснить отношение администрации к возможному возникновению риска и соответствие средств по контролю за риском, которыми они располагают, установленным стандартами. Если на предприятии отсутствует контроль и необходимое оборудование или они ниже установленного стандарта, ему будет отказано в страховании; размер тарифных ставок должен устанавливаться в зависимости от величины убытков, имевших место на предприятии в предыдущие годы; при заключении договора страхования обуславливаются меры по предупреждению убытков; предусматривают в договоре страхования франшизу.

Многие промышленные предприятия не испытывают потребности в страховании ответственности и страхуют только убытки, причиненные в результате загрязнения имущества, не думая о том, что им могут быть предъявлены иски с третьей стороны.

Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в декабре 1992 года разработано и утверждено «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ».

Согласно этому положению объектом страхования является «риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования».

Страховщик несет ответственность в случае внезапного, непреднамеренного нанесения ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Страховая сумма устанавливается в объеме годового оборота предприятия. Под годовым оборотом понимается выручка от реализации продукции и оказания услуг, а также проведения каких, либо побочных операций (без налога на добавленную стоимость). Причем страховые платежи первоначально взимаются из ожидаемого (планируемого) годового оборота, а по окончании года делается перерасчет с учетом фактических результатов деятельности страхователя. В объем ответственности страховщика включаются: компенсация ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; - сумма убытков, связанных с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в соответствие нормативам при условии, что на них дано предварительное соглашение страховщика; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов, и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.

Из ответственности страховщика исключены убытки: связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды; причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; штрафы, неустойки и т. д.; ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или контролем страхователя.

Учитывая особенности данного вида страхования, представляется необходимым проводить его, создавая специальные пулы. Страховой пул по своей сущности является механизмом, с помощью которого распределяются риски среди его членов с возможностью дальнейшей их передачи в перестрахование с целью ограничения стоимости совокупных исков, выплачиваемых пулом. Пулы могут быть разными по форме, но их деятельность основана на том, что индивидуальные члены дают свое согласие передать пулу все или часть принятых ими определенных рисков, которые затем делятся среди членов пула в заранее согласованной пропорции.

Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Порядок государственного экологического страхования использования фондов Российской Федерации устанавливает Правительство.

По поручению Правительства РФ Минприроды России и Росгосстраха разработали и утвердили Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования РФ, на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно - заключаемого договора между страховой организацией и страхователем. При такой форме отношений не требуется полный охват объектов страхования. Это связано с тем, что возмещение последствий крупных экологических катастроф требует значительных финансовых затрат.

1.3 Критерии оценки риска. Тарифные ставки


Технический уровень предприятий оценивается по категориям, представленным в таблице 1.


КатегорияХарактеристика аварийных выбросов (сбросов)0Аварийные выделения не возможны, т.к. производство не связано с хранением и образованием значительных количеств вредных веществ1Производство связано с хранением и образованием значительных количеств вредных веществ, но благодаря принятию технических специальных мер аварийные выделения практически исключены2Аварийные выделения возможны, но аварийные выбросы (сбросы) практически исключены за счет принятия специальных мер по газоочистке, сжиганию и т.д.3Возможны кратковременные аварийные выбросы (сбросы)4Возможны длительные аварийные выбросы (сбросы)5То же, что для категории 3, но аварийные выбросы (сбросы) реально имели место на аналогичных объектах6То же, что и для категории 4, но аварийные выбросы (сбросы) реально имели место на аналогичных объектах

В страховое поле не включаются объекты 0 и 1 категорий. При отнесения предприятия к категориям оговариваются меры предотвращения аварий из-за износа оборудования, недостатков эксплуатации, поставок не качественного сырья. Залповые выбросы (сбросы) загрязнений должны происходить достаточно редко (10…20 раз в год) и быть кратковременными (до полутора суток). Если оказывается, что в течение года, предшествующего заключению договора, выброс (сброс) вредного вещества превышал ПДВ (ПДС), то риск аварийного загрязнения существует. Предприятие относят к экологически опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию.

Оказавшиеся в зоне воздействия аварийного загрязнения юридические и физические лица несут потери, т.е. экономический ущерб (ускоренный износ основных фондов, снижение продуктивности лесного и сельского хозяйства, ухудшение реакционных условий). Население терпит убытки от заболеваний. Величину убытков рассчитывают по специальным методикам.

При экологическом страховании оценивается вероятность экстремально высокого загрязнения окружающей среды.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается экстремально высоким, если концентрация загрязнителя одномоментно превышает ПДКм.р. в 50 и более раз, или в течение 8 часов в 30…49 раз, или в течение 2 суток в 20…29 раз. Уровень загрязнения водных объектов считается экстремально высоким, если ПДКм.р. загрязнителя превышена в 100 и более раз, или покрыто пленкой нефтепродуктов более 1/3 поверхности водоема при обозримой площади до 6 км2, или если содержание растворенного кислорода в воде стало менее 2 мг/л.

Уровень загрязнения почвы считается экстремально высоким, если содержание пестицидов или загрязняющих веществ техногенного происхождения превышает ПДК в 50 и более раз.

Критерии экстремально-негативного воздействия на животный и растительный мир:

-Массовая гибель или заболевание рыб, водных животных, икры, личинок, молоди, нарушение путей миграции, нагула, нереста;

-Массовая гибель или заболевание животных, птиц, когда уровень смертности или заболеваемости превышает средний статистический в 3 и более раз;

-Резкое увеличение случаев физического недомогания, обращения населения в медицинские учреждения.

Тарифные ставки экологического страхования различаются по отраслям промышленности (таблица 2).


Таблица 2. Соотношение тарифных ставок

Наименование отраслиСредняя тарифная ставка в % к оборотуЭнергетический комплекс2,0Нефтехимический комплекс1,5Промышленность строительных материалов1,2Химическая промышленность1,0Бумажная промышленность 0,8Прочие отрасли0,5

Размер тарифных ставок страховых взносов определяют тремя способами:

1.в процентах от страховой суммы;

2.в процентах от суммы штрафных платежей за предыдущий год;

3.в процентах от годового производства страхователя.

Например, для тепловых электростанций они устанавливаются в 1…5% от годового оборота или в 1…5% от лимита ответственности по каждому страховому случаю. В особых условиях расположения предприятия назначаются надбавки к страховым тарифным ставкам (например, до 70% при расположении предприятия среди городских кварталов). Тарифные ставки корректируются в зависимости от степени риска на предприятии страхователе и от проведения на нем превентивных природоохранных мероприятий.

Обычно размер страховых взносов в первые три гола страхования составляют 90% их базисной величины. Если в течение этих трех лет не возбуждено ни одного иска, то в последующие годы страховые взносы составляют:

-четвертый год - 85%,

Пятый год - 80%,

-шестой и седьмой годы - 75%,

-последующие годы - 70% от базисной величины.

В случае возбуждения исков к страховщику уже в последующий год страховой взнос взимается в размере 100% базисной величины.

Реальные тарифные ставки по различным видам страхования сильно отличаются друг от друга. Так, для юридических лиц тарифы по зданиям и сооружениям составляют 0,5…0,6% от страховой суммы, по вычислительной и оргтехнике 2…12%, по транспортным средствам 5…15%, по грузоперевозкам 0,2…10%. Для физических лиц тарифы составляют по квартирам и дачам 0,3…3%, по автомобилям 7…15%.

Создание системы экологического страхования должно происходить по следующим этапам:

-Анализ экологической обстановке в регионе.

-Анализ перспектив экономического развития территории, планов освоения природных ресурсов, перспективная оценка негативных воздействий на окружающую природную среду.

-Оценка страхового поля региона, выявление предприятий, заинтересованных в снижении рисков, их возможностей по финансированию страховой системы.

-Оценка эффективности страховой деятельности (страховой маркетинг).

-Организация страховой деятельности.

Результатом страховой деятельности должно являться повышение экологической безопасности населения и территорий, финансовой устойчивости хозяйствующих объектов и социальной защиты населения.


1.4 Частно-экономическая концепция покрытия


Классические и для частной страховой экономики непроблематичные покрытия для ущербов от загрязнения окружающей среды связаны с «внезапным и повлекшими за собой несчастные случаи событиями». Эти события являются уловимыми и определяются через поименное перечисление или дальнейшее описание. Ущербы третьим лицам, имущественные и отчасти материальные, вызванные этими событиями, обычно покрываются страхованием ответственности предприятия. Расходы по спасению, которые служат снижению ущерба, также попадают под страховое покрытие, если речь не идет о собственном ущербе.

Страховая экономика сталкивается также и с покрытиями за ущербы, вызываемые систематическими, повторяющимися загрязнениями. Для них предусматриваются специальные полисы страхования ответственности за загрязнение окружающей природной среды, английское название этого полиса «environmental impairment liability insurance policies», или сокращенно EIL- Policies. Действительные возможности таких покрытий порождают много недоразумений и ошибочных представлений.

Частная страховая экономика исключает такие повторяющиеся ущербы, которые вытекают из нормальной деятельности сооружений или наступают вследствие несоблюдения законных предписаний.

Между случаями нарушений и этой категорией постепенных чистых ущербов имеется большое число таких случаев, на которые распространяется специальные покрытия за загрязнение окружающей среды. Трудности при формулировке покрытий лежат часто в отсутствующих или нечетко сформулированных событиях. Напротив, при независимой от вины ответственности за загрязнение окружающей среды имеются события, к которым привязываются покрытия. Они представляют собой личные, имущественные и материальные ущербы, которые являются следствием выброса загрязняющих веществ в атмосферу из сооружений или возникают в процессе деятельности предприятий.

Через определение подходящего объема покрытия и формулировку исключений удается сделать доступной финансирование части постепенных ущербов путем страхования. Объем покрытия основывается на принципе совершения ущерба (claims made) или на принципе выявления ущерба. Исключения описываются в предпосылках к определению покрытия. Там можно иногда найти ссылку на «нарушения» или «случайно обусловленные причины ущерба». Другие исключения основываются на таких событиях, как риск войны, природные катастрофы. Часто исключаются риски, приводящие к ущербу вследствие использования продуктов и тем самым представляющие собой случаи ответственности за продукт, генетические ущербы, ущербы, нанесенные вещам, находящимися в собственности или владении страхователя, и т.д.

Ущербы, нанесенные окружающие среде, должны наступать не только как ущербы за пределами территории предприятия застрахованного. В имущественном страховании под названием «расходы по расчистке» могут рассматриваться также ущербы, выражающиеся в загрязнении окружающей среды, которые как следствие первичного ущерба, покрываемого имущественным страхованием, наступают на собственном участке.

Всеми страховщиками, которые предлагают в настоящее время такие специальные покрытия, постоянно делается ударение на то, что расширенное покрытие ущерба окружающей среде гарантируется только после основательной технической проверки, которая может повторятся также в процессе возобновления договора. Риск-инженерингу, а также комбинации страхового покрытия с альтернативными формами финансирования рисков придается в этой области особое значение.

В последние годы на многих страховых рынках мира обычным стало покрытие убытков, возникающих из непредвиденного, случайного и внезапного загрязнения, в рамках полисов страхования общегражданской ответственности перед третьими лицами. Однако постоянно происходит совершенствование системы страхования ответственности за загрязнение окружающей среды. Далее предлагается рассмотреть одну из моделей страхования ответственности за загрязнение окружающей среды, которые существуют на рынке Германии.модель страхования ответственности за загрязнение окружающей среды. модель была разработана Союзом немецких страховщиков ответственности, от несчастного случая, автострахования, именуемая HUK-союзом (названии союза образовалось по первым буквам отраслей страхования ответственности (Haftpflicht), от несчастного случая (Unfall), автострахования (Kraftfahrt).

В Германии в 1992 году была принята новая унифицированная модель страхования ответственности за ущерб окружающей среде. Официальное название этой модели страхования «Специальные условия и описания риска для страхования ответственности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей природной среды». Положения этой модели должны применяться в виде отдельного полиса, а ее особенности сводятся к следующему:

1.это универсальное покрытие (universal three-media coverage), предполагающее распространение данной модели на три сферы - воздух, почву, воду;

2.требуется, чтобы каждый риск и каждое предприятие были специально задекларированы для страхования;

.механизм предоставления страховой защиты основывается на принципе «первого могущего быть доказанным обнаружения ущерба»;

.исключается ответственность за загрязнение окружающей природной среды и ущерб, причиненный этим загрязнением, возникший в связи с «нормальным функционированием», где в основу такого «нормального функционирования» положены некие нормативы и стандарты «допустимого» загрязнения;

.включения в условия страхования оговорки о серийности убытков.

Существует и ряд других особенностей технического (страхового) характера, которые связаны с различными видами деятельности и типами предприятий. Главной проблемой все же остается проблема сочетаемости различных законодательных актов, регламентирующих страхование ответственности за загрязнение окружающей среды, и положение новой HUK-модели.

Заключение

страхование законодательство экологический экономика

В нынешней социально-экономической ситуации существуют объективные условия только для введения добровольного экологического страхования, в которое будут включаться субъекты хозяйственной деятельности, располагающие необходимыми экономическими возможностями.

По мере стабилизации экономического положения страны, развития финансово - кредитной системы и укрепления хозяйственных связей возникнут условия для создания обязательного государственного экологического страхования, которое, в отличие от добровольного, может стать действительным составным элемент экономического механизма, природопользования.

Об этом свидетельствует уже накопленный опыт обязательного экологического страхования в отдельных регионах России. Так, постановлением главы администрации Краснодарского края на территории края с 1994 года в порядке эксперимента введено обязательное экологическое страхование. При содействии территориальных природоохранных органов созданы специализированные страховые организации: Ивановский и Нижегородские фонды экологического страхования, Волгоградский центра экологического страхования, Саратовский страховой фонд экологической безопасности.

Механизм внедрения государственного обязательного экологического страхования предусматривает проведение большой подготовительной научно - методической работы, включающей составление перечня отраслей, и подотраслей, предприятия которых будут охвачены этой системой страхования, разработку ряда отраслевых методик по этим вопросам, создание банка статистических данных по экологическим бедствиям, авариям, катастрофам, определение приставок платежей с дифференциацией и по отраслям деятельности и объектам страхования.

Условия экологического страхования должны базироваться на нормах действующего законодательства. Страховщик предоставляет страховую защиту на случай предъявления претензий страхователю в соответствие с нормами и возмещение ущерба, причиненного им страховым событием, которое наступило в течение срока действия договора страхования. Одновременно следует определить круг событий, за последствие которых страховщик ответственности не несет (вытекающие из обычной деятельности страхователя, вызванные нарушением нормативных актов, причиненные в результате умышленных действий и т.д.).

Разработка нормативно - методической базы обязательного экологического страхования потребует длительной работы с участием ряда министерств и ведомств, научных и страховых организаций.

Большие трудности связаны с формированием государственного экологического страхового фонда. В условиях крайне напряженной экономической обстановки в стране, и значительного бюджетного дефицита, растущего внешнего долга трудно рассчитывать на выделение для этих целей необходимых средств из федерального бюджета. Другие реальные источники финансирования практически отсутствуют.


Список использованных источников


1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 2, ст. 133.

Экономика природопользования: учебник / С.В. Макар, В.Г. Глушкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2011. - 588 с.

3. Мастушкин М.Ю. Управление охраной окружающей среды в России в свете административной реформы. - М.: изд-во РАГС, 2010. - 246 с.

Москаленко А.П., Гутенёв В.В. Экономика природопользования и охрана окружающей среды: уч. пособие. - Смоленск: изд-во «Универсум», 2011. - 168 с.

Основы экономики природопользования. - под ред. Н. Холиной. СПб.: Питер, 2011. - 672 с.

Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / пер. с англ. А.Н. Сальникова, С.С. Шалыпиной. - М.: Вита-пресс, 2010. - 272 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для экологической безопасности государства и для достижения конкретных положительных результатов признано наиболее эффективным применение экономических методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важнейшим общепризнанным международным принципом экологической безопаснсти является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время ведется работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации отмечено, что «предприятия, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, обязаны возместить его в полном объеме». При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях – за счет госбюджета. В соответствии с законодательством промышленные предприятия обязаны не только конпенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых. Предотвращение убытков означает выполнение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения техногенных аварий. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий – загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, причиненных в результате техногенных аварий, вообще не компенсируется. Единственная пока возможность предотвращения и компенсации части их видится в реализации принципов системы экологического страхования.

Могут быть две формы осуществления экологического страхования – добровольная и обязательная. Добровольное экологическое страхование возникает на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и предприятием-страхователем. При этом порядок и условия страхования определяются страховой компанией самостоятельно. Следует заметить, что в случае добровольного экологического страхования отсутствуют какие-либо ограничения в отношении страховых сумм и ставок страховых взносов. Должно соблюдаться единственное условие: чем выше риск аварийного загрязнения, тем выше ставки страховых взносов. При этом страховые взносы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия-страхователя.Система обязательного экологического страхования является более жесткой, нежели добровольного. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, определяющего условия и порядок проведения данного вида страхования.

Необходимым условием является наличие утвержденного на региональном, либо федеральном уровне перечня экологически опасных объектов (предприятий), подлежащих страхованию риска загрязнения окружающей среды. При данной форме осуществления страхования нормируются размеры страховых сумм и ставок страховых взносов. Причем предполагается включение страховых взносов в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя, что будет способствовать повышению заинтересованности предприятий в проведении экологического страхования. Следует отметить, что обязательное экологическое страхование является более эффективным, чем добровольное, так как в данном случае страхованием охватываются все потенциально опасные объекты, вследствие чего повышаются шансы пострадавших получить причитающуюся им компенсацию за причинение вреда в результате загрязнения окружающей среды. Однако в настоящее время наиболее приемлемой является добровольная форма проведения экологического страхования. Это объясняется следующими причинами: - отсутствует необходимая законодательная база для внедрения обязательного страхования и не разработаны отраслевые методики по экологическому страхованию; - не создан статистический банк данных по техногенным авариям и катастрофам; - отсутствуют бюджетные средства, необходимые для формирования государственного экологического страхового фонда. В связи с вышеперечисленным причинами на начальном этапе целесообразно апробировать механизм добровольного экологического страхования, а затем по мере разработки необходимой нормативно-методической документации внедрять обязательное страхование. Непременным условием экологического страхования должна быть взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в превентизации аварий, в предотвращении ущерба окружающей среде. У того и у другого возникают свои страховые интересы: у страхователя – компенсация прямых и косвенных убытков, у страховщика – извлечение прибыли. В страховом договоре предусматривается, что страхователь уплачивает страховщику установленные страховые премии (взносы), а при наступлении страхового события возмещение ущерба в пределах определенной страховым договором страховой суммы (лимита ответственности) и срока страхования производит страховщик. В договоре страхования могут быть оговорены и иные условия, в частности, возможность уменьшения страховых премий в случае осуществления страхователем природоохранных мероприятий, снижающих вероятность или ожидаемую величину наносимого ущерба, а также участие страхового фонда в финансировании указанных мероприятий. Часть страховых премий при определенных условиях (ненаступление страхового события по истечении конкретного периода времени, снижение экологического риска у страхователя и др.) Экологическое страхование создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска экологических аварий. Страхователь заинтересован в повышении своей экологической безопасности помимо всех прочих факторов еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых премий, кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экологических льгот – возврат установленной части страховой премии, льготные условия продления страхового договора и т.д. Тем более заинтересован в снижении экологического риска страховщик, который в этих целях предпринимает ряд предупредительных мероприятий, например, проводит экологическую ревизию (аудирование) состояния страхователя. Ему вменяется в обязанность расходовать часть разницы между суммой собранных страховых премий и выплаченных страховых возмещений на экологическое аудирование страхователей, улучшение службы мониторинга окружающей среды и другие экологические нужды. Страховые экологические фонды должны стать аккумуляторами средств, собранных на коммерческой основе для природоохранных целей. Помимо средств, полученных через систему экологического страхования, в их состав надо включить часть финансовых ресурсов, образующихся от реализации предложений по специальному порядку приватизации предприятий с учетом их экологической опасности. Обязательные отчисления на экологическое страхование за счет платежей за загрязнение и уменьшение налоговых поступлений в региональные внебюджетные фонды создают правовую основу для местных властей по использованию части этих средств на финансирование региональных природоохранных мероприятий. Всеми сторонами должен соблюдаться принцип коммерческого расходования средств, предусматривающий, по возможности, приращение ресурсов фондов. Это достигается разумной диверсификацией капиталов. В сложивщейся экономической ситуации целесообразно применение экологического страхования как наиболее перспективного экономического механизма обеспечения экологической безопасности государства. Для эффективности реализации экономического механизма предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды неоходимы развитие и совершенствование нормативно-правовой базы экологического страхования. анализ аварийного загрязнения окружающей природной среды предприятиями наглядно характеризует сложившуюся в мире экологическую ситуацию как представляющую серьезную экологическую опасность для окружающей природной среды и здоровья населения. Развитие экологического страхования требует скорейшего решения следующих задач: классификации рисков, подлежащих страхованию; установления пределов материальной ответственности юридических лиц за возможный ущерб; разработке методов количественного прогнозирования экономического ущерба. Вопросы экологического страхования следует также увязывать с вопросами лицензирования и сертификации. В ситуации, сложившейся в экономически развитых странах, в том числе и в России, где размещено значительное число потенциально опасных промышленных объектов, все принимаемые хозяйственные решения. В первую очередь, связанные с риском для жизни людей на конкретной территории, следует обосновывать на объективных количественных критериях риска, отдавая приоритет вопросам экологической безопасности промышленных предприятий, а не производственным и, тем более, политическим целям.

Предыдущие материалы:

Экологическое страхование – это деятельность специализированных предприятий и компаний, направленная на обеспечение материальной безопасности в случае причинения вреда экологической обстановке и третьим лицам.

Необходимость в данной услуге появляется при организации работы промышленных и химических предприятий, осуществляющих производство и использование различной продукции с последующим выбросом вредных паров и продуктов переработки в окружающую природную среду.

Цели и объекты экологического страхования

При страховании экологических рисков главной целью становится гражданское , организующих работу предприятий.

Для этого создается материальная база путем регулярного внесения определенной суммы денежных средств, определяемой при заключении договора. Она позволяет покрыть убытки, понесенные в результате причинения вреда третьим лицам и природным объектам.

При наступлении случая, описанного в договоре, материальная ответственность перекладывается на страховую компанию.

Объектом экологического страхования являются риски, связанные с предъявлением материальных претензий о возмещении ущерба за порчу или загрязнение природных угодий, водных источников и воздуха на территории действия полиса.

Выплаты производятся только в том случае, если третьи лица действуют в соответствии с законодательством страны. При нарушении гражданских прав претензия считается недействительной даже при подтверждении факта нарушения.

Например, ущерб не будет выплачен в случае акта вандализма со стороны пострадавших лиц.

Страхование гарантирует возмещение ущерба, понесенного в результате разрушения зданий, архитектурных объектов, земельных угодий, а также и здоровья людей, сельскохозяйственных и домашних животных, имеющих ценность.

Страховые случаи экострахования

Страховые случаи обговариваются при заключении договора и могут иметь свои нюансы. Каждая компания выдвигает определенный ряд требований к исполнению обязательств.

К типовым страховым случаям относится непреднамеренное, внезапное и неожиданное загрязнение территории РФ (к примеру, авария).

В договорах страхования обговариваются и случаи, которые не относятся к страховым и не подлежат к рассмотрению. К ним относится следующее:

  • Загрязнение или порча природных объектов в результате военных действий, восстаний, диверсий и особых положений, объявленных правительственными властями.
  • Преднамеренное загрязнение воздушной, земельной или водной среды.
  • Выполнение привычных действий, приведших к загрязнению атмосферы в случае несоблюдения правил безопасности. В данном случае ответственность перекладывается на лиц, имеющих представление о возможных последствиях, но не предпринявших мер по их предотвращению.
  • Использование оборудования, не подходящее к эксплуатации в данной сфере деятельности. А также эксплуатация техники, не прошедшая проверку в течение 18 месяцев.
  • Допущение к производственной работе лиц, не имеющих специализированного образования и не прошедших первичный инструктаж по технике безопасности.
  • Работа на предприятии лиц в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения.

Стоит заметить, что страхование экологических рисков относится к дорогостоящей услуге.

При наступлении случая, предусмотренного в договоре, компании придется выплатить немалую сумму, которая порой приравнивается к нескольким миллионам рублей. По этой причине страховщики проводят самостоятельное расследование для выявления нарушения.

Нередко аварии на предприятии, произошедшие без чьей-либо вины, относят к нестраховым случаям, что требует повторного обращения и привлечения к делу судебных специалистов.

В России существует два вида экологического страхования: обязательное и добровольное.

В первом случае подразумеваются объекты государственного назначения. Это крупные АТС, промышленные предприятия.

Добровольное страхование доступно другим организациям, работающим в промышленности. Если деятельность предприятия не подразумевает выброс вредных отходов, а авария не понесет за собой масштабное разрушение природных объектов, то законодательством не требуется обязательное страхование экологических рисков.

Однако руководящими органами должна быть предусмотрена вероятность загрязнения прилежащей территории, за что им придется нести гражданскую ответственность.

Договор экологического страхования

Чтобы заключить договор страхования, необходимо написать заявление в произвольной форме и выбрать одну из предложенных программ. На этом этапе обсуждается размер премий и максимальный размер страховой суммы.

Для получения полиса необходимо предоставить пакет документов, состоящий из:

  • Паспорта заявителя и документа о назначении его в должность руководителя;
  • Плана местности, где расположено предприятие;
  • Справок о проведении экспертизы на безопасность работы предприятия;
  • Описания рода деятельности предприятия и годового товарооборота.

Список документов может быть дополнен, в зависимости от деятельности предприятия и требований страховой компании.

После предоставления пакета документов страховщик проводит осмотр предприятия и составляет акт, на основе которого рассчитывается размер премии. Представитель страховой компании вправе отказать в заключение договора при выявлении нарушений.

Договор страхования составляется в двух экземплярах, один остается у страховщика, второй передается заявителю. Полис действителен в течение одного года, после чего потребуется проведение пролонгации (продления).

Тарифы и возмещение по экологической страховке

Заключая договор на добровольное экологическое предлагается несколько актуальных программ. В целом, они отличаются размером суммы выплаты и рисками, подлежащими к рассмотрению.

Размер годовой премии зависит от деятельности предприятия и его товарооборота. Выплачиваться сумма может сразу или частями. Также предусматривается франшиза, при которой заявитель может рассчитывать на выплату только в том случае, если понесенный ущерб превышает определенную сумму.

Если убытки меньше или равны размеру франшизы, то страхователь оплачивает их самостоятельно.

Возмещение по действующему договору выплачивается при наступлении страхового случая и предъявления необходимого пакета документов. Застрахованным лицам необходимо написать заявление в компанию с указанием претензий, предъявленных в связи с загрязнением прилегающей территории.

Возмещение при страховании экологической ответственности выплачивается в строго обговоренные сроки.

Важные нюансы в экологическом страховании

Претензия о загрязнении природных объектов может быть предъявлена физическими, юридическими лицами и органами власти. Жалоба рассматривается всегда в одинаковом порядке.

Если между заявителем и страховщиком возникают споры, решить их поможет суд. Заявитель обязан помогать страховщику в расследовании наступившего случая.

Действие договора может быть прекращено по инициативе сторон, при нарушении обязательств.

К страховым случаям не относится причинение вреда здоровью лиц, работающих на производственной или строительной площадке.

Страхователь обязан сообщать обо всех инцидентах, связанных с работой предприятия.

Экологическое страхование не спасет природу от загрязнений, но обеспечит материальную безопасность лицам, организующим работу промышленных предприятий. Страховая сумма, как правило, полностью покрывает понесенные убытки, позволяет восстановить разрушенные здания и оплатить лечение пострадавшим лицам.

Если законодательством не предусмотрено обязательное получение полиса, то следует на добровольной основе получить защиту гражданских интересов, работая в промышленности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: