Парамнезии: псевдореминисценции (экмнезии), криптомнезии, эхомнезии, конфабуляции, галлюцинаторные воспоминания Кальбаума, псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания. Существуют ли ложные воспоминания Грехи нашей памяти

Парамнезия: «околовспоминания», или по ложному следу «параллельной» памяти.

Так уж он устроен, человек, что себя такого, каков есть, ему всегда мало. И потому в детстве он, словно господь бог, стремится простереть себя на всю Вселенную, везде быть, во всём участвовать.

Он весь – в жажде чудес и волшебных подвигов – но в итоге старость его всегда отравлена терзаниями: мог бы сделать и то, и это – да так и не сподобился. Ибо в возраст молодой и зрелый – когда все можется – весь распылился на потуги и усилия по захвату жизненного пространства (с последующим ревностным его охранением) – до мечты ли было?!

Но с тем, что не сбылось, расстаться не так просто. Оно живуче. Оно приходит в снах, в фантазиях – и вот уже собственная личность исподволь вплетается в строки читаемого романа, просматриваемого фильма…

Ибо то, что не сбылось, жаждет своего воплощения. Хотя бы в виде искусственно – и искусно – вызываемых виртуальных ощущений.

Не впускаемое в размеренно-стабильную жизнь, в минуты отчаяния оно приходит в голову в виде ложных воспоминаний – извращений памяти, часто – весьма хитроумного устройства.

Ну, не хватает личности того, что есть! Не хватает красок, запахов, телесных ощущений, звуков!

И тогда ложные воспоминания всем этим заботливо её снабжает: возьми – и долюби, дожми, дочувствуй!

Парамнезия — вкус несуществующей жизни

Парамнезия («параллельная», ложные воспоминания) – частый атрибут неврологических и психических заболеваний. Но это не обязательно так.

В тех или иных проявлениях она может быть свойственна и личностям творчески-артистическим (или же просто чрезмерно чувствительным и впечатлительным).

Присуща она и «специально созданным» для неё возрастам – детскому и старческому. Возрастам, когда еще – или уже – не хватает сил творить в материи.

Причиной состояния может быть и хроническая, непрекращающаяся интоксикация (как таковая при алкоголизме, так и вследствие хронически текущей инфекции, например, при туберкулёзе).

Словом, парамнезия – суть и удел бессильных творить физическую жизнь. Но – лишь тех, кто уже знает (или ещё помнит) её вкус.

И на основе этой памяти и знаний они создают новую жизнь – жизнь на основе ложной памяти. С собой (не реализовавшимся в жизни истинной) во всех главных ролях.

Но ведь главных ролей существует великое множество. Значит, и вариантов «развития сюжета», чтобы иметь возможность сыграть их все, должно существовать не меньше.

И они существуют. Вот они.

Классификация «подмен памяти»

На данный момент к парамнезиям относят следующие расстройства памяти:

  • криптомнестические (криптомнезию);
  • эхомнестические (эхомнезию);
  • конфабуляционные (или );
  • псевдореминисцентные (или псевдореминисценции);
  • фантазматические (или фантазмы).

Криптомнезия: и я – не я, и память не моя

При данном виде ложной памяти возможны 2 варианта проживания симптомокомплекса.

При первом (своя жизнь – словно чужая) больной – либо впечатлительная личность – относится к собственной жизни так, словно та истинной жизнью вовсе не является. Она – всего лишь глава когда-то кем-то написанного романа (или снятого кино). В которой данная личность всего лишь играет одну из ролей.

При втором «сценарии» (жизнь чужая – как своя) пациент не просто проживает сюжет прочитанной книги или увиденного спектакля – он «вплетает» в этот «вензель» себя, и в итоге абсолютно уверен: всё произошло именно с ним, это – история его жизни, его любви и ненависти.

Основными симптомами криптомнезии становятся потеря личности (деперсонализация), когда возникают проблемы с разделением:

  • сна – и реальности;
  • мыслей и убеждений на свои – и некогда услышанные либо прочитанные;
  • событий жизни своей – и происшествий из жизни чужих людей.

Криптомнезия, относимая к разряду заимствованных воспоминаний – это почти всегда перенесение чужих воспоминаний (прочитанного, увиденного и пр.) из времени прошлого в настоящее.

Данное расстройство может быть следствием неврологических заболеваний и нарушений:

  • депрессий и эмоциональных травм;
  • бредовых проявлений вследствие интоксикации алкоголем либо наркотическими и иными химическими веществами.

Из причин психиатрического класса это чаще всего проявления:

  • шизофрении;;

Эхомнезия: мы – долгое эхо друг друга

В название данного расстройства не случайно кроме древнегреческого слова mnesis – память входит и слово эхо – отражение.

Ибо событие прошлого, словно потерявшееся и не находящее покоя эхо, бесконечно повторяется в голове «пострадавшего» от любовного «недуга» либо от иной похожей причины. Описан даже случай, когда свидание с одной и той же особой «повторялось» для страдальца «в той же самой комнате» не менее 80 раз!

В то время навязчивое состояние объяснили интоксикационным психозом (Дибенамином), очень похожие симптомы наблюдаются и при акрихиновой интоксикации.

Относимое к двойственному восприятию, явление эхомнезии (или редуплицирующей парамнезии Пика), может быть следствием:

  • корсаковского синдрома;
  • паралича;
  • патологического процесса в височно-теменной области.

Фантазии бессовестной полёт

— термин, буквально переводимый как «досочинительство», объединяет целую группу иллюзий памяти, которые могут быть:

  • экмнестическими (заякоренными на событиях прошлого);
  • мнемоническими (основанными на настоящем моменте);
  • фантастическими (с присоединением к действительным событиям воображаемых фрагментов);
  • бредовыми (с присоединением бреда обыденного либо фантастического содержания);
  • онирическими ( либо генеза);
  • спонтанными (самопроизвольными, например, при корсаковском психозе);
  • наведёнными (или внушёнными – при ).

Особенностью явления является приукрашивание-искажение безудержно, до патологии, разыгравшейся фантазией реально произошедшего в прошлом события, становящегося отныне ложным воспоминанием.

«Нырнув» в прошлое, сознание возвращается, гордо волоча за собой «на поверхность» настоящего времени произошедшее в прошлом какое-либо незначительное событие, неузнаваемо, до блеска, переделанное безудержной игрой воображения.

Возникают конфабуляции в результате:

  • психозов различного генеза;
  • парафрений;
  • синдрома Корсакова;
  • шизофрении с бредовыми проявлениями;
  • выхода из сумеречного состояния сознания.

Всё, что было не со мной – помню!

Псевдореминисценции с древнегреческого языка переводится буквально как «ложное воспоминание». Или «воспоминание» о том, чего в действительности с данной личностью никогда не случалось.

Данная патология является исключительно продукцией человеческого мозга – разновидностью галлюцинации. Но галлюцинации, случившейся не с восприятием, а с его памятью на почве органической патологии мозга, либо в результате развития парафренического либо паранойяльного синдрома.

Нередки сочетания псевдореминисценций с действительно актуальными расстройствами памяти (гипомнезией и амнезией).

Фантазм! Ещё фантазм!

Это гиперпродукция мозга в виде неудержимого патологического фантазирования на самые «щекотливые» и «пикантные» темы, рассуждать о которых в «приличном обществе» не принято. Своего рода «ментальный онанизм» с «добычей ментального оргазма» любой ценой (фантазмы истерической категории).

Паралитические фантазмы отличаются более «топорно»-грубым, часто нелепым «сюжетом», во многом походя на конфабуляции фантастического характера.

Как и иные обманы памяти, фантазмы часто являются одним из признаков её серьёзного расстройства.

Ошибочное узнавание, или «маска, я Вас знаю!»

Характеризуется уверенным (ложным по сути) «узнаванием» деталей местности, в которой данное лицо никогда не пребывало, других лиц либо предметов, с которыми оно встречаться раньше просто никак не могло.

Может иметь и противоположный характер – человек не может узнать себя в зеркальном отражении, перестаёт узнавать хорошо ему знакомых (близких и родных) людей.

Данная патология весьма свойственна шизофрении.

Диагностика, или как отдифференцировать парамнезию

Поставить «с лёту» такой диагноз, как парамнезия, не зная ни личности, ни условий, в которых она «произрастала», совершенно немыслимо. За исключением, разве, случаев откровенного «жонглирования» общеизвестными фактами и истинами.

Инструментальное обследование как мозга ( , ), так и показателей его (ЭЭГ) и состояния организма вообще (общеклинические и биохимические исследования) также способно выявить лишь физически воплощенную основу иной, чем парамнезия, патологии.

Обман памяти же материального воплощения не имеет – это исключительная особенность тонкого душевного настроя конкретной личности.

Основная заслуга в её дифференциальной диагностике всегда принадлежит психиатру (либо психоневрологу). Он – единственный, кто в хитросплетении чувств и слов способен отделить признаки парамнезии от бреда, способного сопровождать как болезни природы нервной, так и психической.

Между бредом любой этиологии и данными нарушениями существует сходство. Оно в том, что оба состояния являются вариантами ложного восприятия действительности.

Основных же отличия между ними два. Бредовые состояния:

  • абсолютно не поддаются коррекции;
  • имеют основу в виде эндогенных психических расстройств.

Чем могут помочь врачи?

Последнее слово во врачевании такой патологии, как парамнезия, психиатрами ещё не сказано – его пока нет.

Предлагаются методы лечения и «укрепления» головного мозга и аналогичными им препаратами, улучшающими кровоснабжение и метаболизм его структур ( , Фенотропилом).

Необходимо сбалансированное питание с достаточным содержанием жизненно необходимых веществ, рациональные физические нагрузки, отвлекающие подвижные игры на свежем воздухе.

Из методов психологического воздействия могут быть предложены гипнотерапия, релаксирующая терапия, а также методы восточной медицины: иглотерапия, цигун, йога, позволяющие достигать максимальной концентрации внимания на настоящем моменте, не «убегая» в события времени прошлого и будущего.

И, несомненно, главным условием успеха лечения должно быть желание сотрудничества больного с врачом-специалистом.

Задачи профилактики

Неоценимую пользу для жизни взрослого больного принесёт пересмотр привычного уклада жизни с исключением травмирующих психику стрессовых ситуаций.

Но начинать профилактику парамнезий следует всё-таки с раннего детства.

Учитывая, что данной патологии привержены, в первую очередь, представители артистических и иных «богемных» кругов, следует отметить, что воспитание их детей часто бывает однобоким, направленным исключительно на творчество.

Зачастую имеет место изоляция собственных чад от «ужасов жизни», и потому несбывшееся пророчество безоблачного будущего и блестящей карьеры часто «ломает» юную личность при первой же неудаче, приравнивающейся всей семьёй к «концу света».

Речь идёт не о том, чтобы будущий музыкант или скульптор ломал себе пальцы в уличной драке – речь лишь о том, что только полное знание и принятие всех реалий жизни может выпестовать личность, способную достойно выдержать все ураганы и штормы непредсказуемой, как океан, жизни.

Ибо даже самый уютный вид из окна на уставленную цветами, чисто вымытую улицу не заменит собой широко открытого жизненного горизонта!

Ложную память классифицируют на несколько разновидностей по следующим критериям:

По причинам происхождения

  • Бредовые ложные воспоминания - связаны с бредовыми идеями пациента, не относятся к нарушениям памяти или помрачением сознания;
  • внушенные - характерны для синдрома Корсакова, развиваются после подсказки, наводящего вопроса другого человека;
  • мнестические - замещающие, связаны с пробелами в памяти, могут относиться как к прошлому, так и к настоящему времени;
  • онейрические - связаны с инфекционными, интоксикационными поражениями головного мозга, некоторыми психозами, шизофренией, отражают тематику основного заболевания;
  • экспансивные - появляются при бреде величия и содержат подтверждение бредовых идей пациента.

По провоцирующим факторам

  • Спонтанная или первичная парамнезия возникает сама по себе - это непроизвольное явление, а не реакция на чью-либо реплику. Чаще всего проблема сопровождает деменцию, характер воспоминаний - фантастический.
  • Спровоцированная или вторичная конфабуляция - реакция на нарушения памяти, проявление не только деменции, но и амнезии. Реже вторичная парамнезия развивается как кратковременное явление, вызванное пережитым стрессом.
  • Экмнестические - пациент теряет представление об окружающей действительности, собственном возрасте, относит события к прошлому, например, временам из детства;
  • мнемонические - ложные воспоминания о текущих событиях, которые касаются в основном быта или профессиональной деятельности;
  • фантастические - содержат многочисленные неправдоподобные, фантастические сведения, легче всего выявляются, так как сразу заметны со стороны.

Бывало ли с вами такое, что не можешь определить, является ли ваше воспоминание о каком-то месте, событии истинным или это образы из сна? У меня есть парочка таких хороших воспоминаний. И хотя я склонна думать, что это был сон, навряд ли я когда-нибудь узнаю, так ли это, так что я склонна «окунаться» в эти воспоминания, как в реальность.

Как часто люди выбирают «другую» реальность в своих воспоминаниях, чтобы уйти от будничной реальности! Особенно это свойственно детям.

Помню, нам лет восемь с подружками, сидим летним вечером на лавочке у дома и делимся событиями. И вот одна, более решительная, начинает «завирать». Ее история постепенно наполняется необычными деталями, она вдохновенно поднимает глаза к небу, и мы сидим, открыв рты. Но разве можно сдержать азарт, который кипит в каждой из нас? Кто-то скажет: » И уменя такое было!» — и вот уже лавина «воспоминаний» обрушивается на каждую из нас. К тому времени, как мамы позовут домой, мы уже живем в полностью выдуманном нами мире, и мы так счастливы — этот мир наполнил нас и допустил нас в сказку, и мы по-настоящему верим, что все именно так и было…

Что интересно, взрослым тоже свойственно думать, что «именно все так и было», если существуют обстоятельства, которые «подталкивают» к тому, чтобы «вспомнить» то, что никогда не было.

«Ложные воспоминания» — это феномен нашей памяти.

Самым известным специалистом по ложным воспоминаниям является Элизабет Лофтус. Она выступала экспертом по этому вопросу на сотнях судейских заседаниях (в том числе и по делу Майкла Джексона) и спасла многих невинных людей от приговора.

Проведя множество экпериментов, она доказала, что память весьма избирательна, пластична, «как страничка в Википедии», которую можно переписывать сколько угодно раз.

Работая на департамент транспорта, Элизабет Лофтус показала, как влияет на память «эффект дезинформации».

В одном из экспериментов студентам показывали записи автомобильных аварий. После просмотра каждого видео студенты должны были заполнить отчет об аварии в свободной форме. После чего им задавался ряд конкретных вопросов про ДТП. Основной вопрос касался скорости автомобилей в каждой аварии. Части студентам предлагался вопрос о том, с какой скоростью автомобили «врезались» друг в друга. Другая часть испытуемых получила почти такой же вопрос, но вместо слова «врезались» в нем использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». Неудивительно, что, в итоге, при использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость.

Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля.

В другом эксперименте на эту же тему Лофтус получила похожий эффект. На вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?» дается большее количество ложных свидетельств о разбитой фаре, в то время как на самом деле фара даже не была разбита.

Ложные воспоминания можно внедрить. Лофтус проводила эксперименты, в ходе которых испытуемые даже «встречали» кролика Багза Банни в Диснейленде, хотя этого просто не могло быть, так как кролик — творение студии Уорнер Бразерз, а не студии Уолта Диснея.

Однако ложные воспоминания не всегда являются результатом чьего-либо злого умысла. Часто мы и сами «обманываться рады».

Например, мы можем домысливать. Домысливание происходит тогда, когда человек путает детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Например, проведя хороший вечер в компании друзей и при возвращении в метро прочитав анекдот в интернете, вполне можно «вспомнить», что анекдот рассказала подруга.

Мы также можем «неправильно» запомнить что-то, если наша собственная интерпретация событий, основанная на каком-то жизненном опыте, идет вразрез с тем, что на самом деле произошло. В теории памяти это называется нечетким прослеживанием мысли.

Эмоции, ощущаемые во время конкретных событий, также способны влиять, увеличивая количество ложных воспоминаний об этих событиях.

Особенно важное влияние на воспоминания оказывают предубеждения. Если в памяти человека есть пробелы касательно неких событий, то он склонен заполнять их, исходя из своих представлений о том, как должно выглядеть это событие. Например, если бабушке на лавочке очень не нравится сосед с верхнего этажа, значит, вполне возможно, она «вспомнит», что видела его в день преступления на «том самом месте».

Работая с бессознательным различными методами, смею утверждать, что подобные ложные воспоминания — это адаптация, защита себя, сохранение психологического комфорта любыми способами. Опять же, причины, почему именно так, а не иначе происходит эта защита, тоже лежат в бессознательном.

Бессознательное человека и его память — две неразрывно связанные вещи. Меняя то, как кодируется ситуация в бессознательном, меняешь и память, и вся жизнь может начать окрашиваться в цвета радуги, и иногда это то, что человеку может быть очень-очень нужно.

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

Большинство из нас верят в надежность собственной памяти. Конечно, иногда мы забываем, куда положили ключи. У всех порой вылетает из головы чье-то имя, телефонный номер или день рождения. Но ведь это мелочи, правда? Что касается серьезных вещей, мы уверены, что прекрасно их помним. Например, наши детские воспоминания о самых приятных событиях, как можно такое забыть? Мы уверены, что эти они точны и полностью отражают истину. Но так ли это на самом деле?

Было бы здорово, если бы мы могли записывать свои воспоминания в голове, как на камеру. Идеально воспринимая и запоминая каждый момент и каждую деталь происходящего. К сожалению, наши воспоминания больше напоминают коллаж. Порой он бывает собран довольно грубо, с некоторыми приукрашиваниями или даже откровенно сфабрикованными кусками.

Теория и практика

Последние исследования помогают понять, насколько хрупкой может быть человеческая память. Мы пугающе подвержены ошибкам – даже слабое предположение может стать поводом для формирования ложного воспоминания. Это удивительно, но даже люди с исключительной памятью не застрахованы от того, чтобы выдумать что-то, даже не отдавая себе в этом отчета.

В известном эксперименте 1994 года эксперт по памяти Элизабет Лофтус выяснила интересную вещь. У 25% участников ее эксперимента было ложное воспоминание о том, что в детстве они потерялись в торговом центре. Другое исследование в 2002 тоже подтвердило теорию ложных воспоминаний. Половину участников удалось убедить в том, что в детстве они летали на воздушном шаре, просто показав им сфабрикованное «свидетельство» этого.

Если поместить на это фото малыша, то позже он с вероятностью 50% «вспомнит», что был там.

В большинстве случаев ложные воспоминания формируются вокруг малозначительных, обыденных вещей – проще говоря, повседневных дел. Конечно, это не имеет серьезных последствий. Но бывают ситуации, когда от правдивости воспоминаний может зависеть очень многое, даже судьба человека. К примеру, на судебном процессе ложные воспоминания могут привести к приговору невиновного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: