Методы логопедического воздействия. "методы логопедии и принципы логопедического воздействия"

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения, и задачи коррекционно-воспитательного характера. В корригирующем обучении детей-логопатов, и в частности в коррекции звукопроизношения у них, большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения .

При устранении любых речевых нарушений приходится обязательно учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Так, при постановке звуков «Р», «Рь», если у ребенка укорочена подъязычная связка, то в этом случае логопедическое воздействие сочетается с хирургическим вмешательством (подрезается подъязычная связка). Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия) может быть вызвано недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на развитие речевой моторики, фонематического восприятия, а также на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением. В таких случаях иногда требуется и психотерапевтическое, медицинское воздействие.

При устранении дислалии основным является воздействие на ведущие нарушение – несформированность слуховой дифференциации или „недоразвитие артикуляторной моторики.

Целью логопедической работы в этом случае будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.

При нарушении звукопроизношения дизартрического происхождения, ведущим является расстройство фонетической стороны речи из-за частичных параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но как при дизартрическом происхождении нарушения звукопроизношения, так и при дислалическом происхождении, часто отмечается нарушение не только фонетической стороны речи, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи, поэтому логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом.

Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Так, работа по устранению сложных нарушений звукопроизношения проводится по следующим этапам:

  • подготовка артикуляционного аппарата и постановка дефектного звука (сочетание артикуляционной и пальчиковых гимнастик);
  • постановка, автоматизация, дифференциация звуков (при необходимости).

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа , с учетом закономерностей и последовательности различных форм и функций речи. Так, в случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, «Р», «Ль», последовательно в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе («Ль», свистящие, шипящие, «Р», «Рь»).

При формировании высших психических функций (в том числе и речи), в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы.
Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее, в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая афферентация.

При устранении речевых нарушений, и в частности, дефектного звуко-произношения, ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, на этапе постановки звука преимущественно используются практические и наглядные методы, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование . Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданий и действий. Так в результате систематического выполнения артикуляционных уп-ражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе автоматизации добиваемся правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, текстах, связанной речи.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. Так, на первом этапе коррекции звукопроизношения выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопеда, а в дальнейшем они только называются.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях на новом речевом материале.
В работе над звукопроизношением используются и речевые упражнения, например повторение слов с поставленным звуком.

Игровые упражнения - физминутки (действия со стихами, имитация походки зверей и т.п.) - вызывают эмоционально положительный настрой детей, снимают у них напряжение.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, игра «Магазин», «На лесной опушке», «Поле чудес».

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Эффективность моделирования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта;
  • быть доступной для восприятия ребенка данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило графическое моделирование при формировании звукового анализа и синтеза, когда используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова, что обязательно входит в систему работы над звукопроизношением.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, прослушивание магнитофонных записей, пластинок и т.д.
Наглядные средства эффективны, когда они отвечают следующим тре-бованиям:
- хорошо видны всем (на фронтальных занятиях);
- подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- соответствуют задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
- сопровождаются точной и конкретной речью.

При коррекции звукопроизношения мы в качестве наглядных пособий используем набор картинок из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей» Н.И.Соколенко (Москва, Просвещение, 1998), из «Дидактического материала по исправлению речи у детей дошкольного возраста» Г.А. Каше (Москва, Просвещение, 1999) и Т.Б.Филичевой, а также - из разрезного иллюстрированного материала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста «Играем и учимся» Т.С.Третьяковой (Москва, Просвещение. 1997).

Для автоматизации поставленных звуков (свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты) в связной речи используем иллюстрированный материал с методическими указаниями (для детей с ОНР), разработанный логопедом Т.А.Ткаченко (Москва, Владос, 2008, 2009).

Выборочно используем многочисленный иллюстративно-дидактический материал, разработанный современными авторами. Почему выборочно? Потому что большинство современных авторов в своем иллюстрированном материале почти не соблюдают принцип работы на сохранных звуках у детей с
ФФН.

Следует заметить, что в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ФФН 5-6 лет мы используем игровые и наглядные методы с включением
словесных (показ образа, пояснения, объяснения, педагогическая оценка).

Возвращаясь к методу моделирования, хочу остановиться на опыте работы логопеда ДОУ № 1237 г.Москвы Н.Смирновой, на ее эффективном экспресс-методе - модели фонетико-фонематической компенсации . Ее суть заключается в избавлении от старых дефектных стереотипов и форми-ровании правильных речевых рефлексов в более скоростном, чем обычно, режиме.

Модель предполагает следующие компоненты:

  1. Максимальное насыщение речевого упражнения изучаемым звуком при отсутствии смешиваемых звуков.
  2. Обеспечение доминантного характера данного звука.
  3. Разнообразие речевых технологий (чистоговорки, скороговорки, игры, упражнения, считалки, потешки и т.д.)
  4. Использование ритма: рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков.
  5. Занимательно-игровой характер речевых упражнений, повы-шающий мотивацию детей.
  6. Развитие речевой сноровки и активизации компонентов речевой деятельности.

Н. Смирнова предлагает примерный комплекс речевой гимнастики как экспресс-метод автоматизации звука «Ш» (комплекс рассчитан на 4 -8 недель, материал используется по частям).

  • Двукратное или трехкратное называние предметных картинок (звук «Ш» утрируется и произносится более длительно, чем другие звуки).
  • Повторение «слов-друзей» тройками: петушок -ремешок -гребешок, шина - машина - кувшин, подушка - лягушка - кукушка, ладошка - лепешка - мошка.
    (У автора много слов со звуком «Р», а он далеко не всегда ставится раньше звука «Ш». Я постаралась заменить эти слова.)
  • Повторение чистоговорок:
    Ша-ша-ша - шапка, шахматы, лапша
    Ши-ши-ши - шина, шило, камыши
    Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу
    Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши
    Ше-ше-ше - шепчет Миша в шалаше
  • Выполнение упражнения «Мы учим звук «Ш»». На игровом поле картинки в три или пять рядов соответственно рифмованной миниатюре:
    Ша-ша-ша, ши-ши-ши,
    Кошечка, ковш, шалаш, малыши,
    Шляпа, машина, дедушка, книжки,
    Нож:, петушок, шишки, штанишки,
    Шапка, лошадка, шоколадка, чашка,
  • Выполнение упражнения «Что у кого»:
    Крылышки у мошки,ушки у кошки.
    Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
    Кошка у Луши, мышка у Танюши.
    Уши у мишки, ушки у малышки,
  • Выполнение упражнения «В шкафу»
    У Маши в шкафу кошка,
    А у Паши матрешка.
    У Миши в шкафу пушка,
    А у Маши катушка

    Исходя из целей и задач логопедического воздействия, выделяются три этапа:

I. Подготовительный . Его цель - включить ребенка в целенаправленный, логопедический процесс по коррекции звукопроизношения, развить у него произвольное внимание, намять, мнительные операции" (особенно сравнения и вывода).

Специальными логопедическими задачами становятся : умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков (достигаемых артикуляционной гимнастикой).

Проведение артикуляционных упражнений по подготовке к постановке любого звука заключает в себе ряд требований :
- выработать умение принимать определенную позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
- система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статистические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
- необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, чтобы они взаимно приспосабливались друг к другу (явление коартикуляции);
- занятия должны проводиться кратковременно, но многократно;
- по мере овладения движением, необходимым для реализации звука, можно переходить к отработке движений для других звуков.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков . Его цель - сформировать у ребенка первоначальное умение правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Остановимся подробнее на использовании речевого материала при автоматизации звуков «Р, РЬ» (см. приложение I - XII). Эти звуки зачастую с трудом ставятся, а затем с трудом автоматизируются. В приложении речевой материал расположен в последовательности, определенной практикой, но надо заметить, что каждый ребенок - индивидуальность, надо пробовать, что легче будет произноситься ребенком в виду этого варьировать использование данного речевого материала. Так, после появления звука «Р» в словах на «дра-» ребенок никак не может выделить отдельно звук «Р». Иногда это становится возможным в сочетаниях с заднеязычными («кра-», «гра-»), иногда в сочетании с губным «Б» («бра-», «брр-»). В литературе есть утверждение, что «Р» в конце слова легко усваивается, а практика показывает, что это трудно детям, то же и с мягким вариантом «Р» - «Рь».

При подборе речевого материала важно соблюдать принцип: подбирать слова простые по фонетическому составу (постепенно усложняя его), и не содержащие нарушенные и смешиваемые звуки.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков . Цель этого этапа - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления поставленных звуков речи во всех ситуациях общения. Используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Для выработки у ребенка речевого самоконтроля важно комплексное воздействие на него: логопед - воспитатели - родители.

Сложные случаи проявлений нарушения звукопроизношения у детей с ФФН требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение. 1999
2. Правдина Л.В. Логопедия. М.: Просвещение. 1999
3. Смирнова Н. «Шура шел, шел, шел». Дошкольное воспитание.
№4, 2006
4. Шиганина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков. Логопед. № 5, 2005
5. Шепилова Е.А. Формирование самоконтроля произношения у младших школьников с нарушенным слуховым восприятием. Логопед № 1,2005

Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №2099
Учитель - логопед: Садова И. В.:

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

a. Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

· быть хорошо видны всем;

· подобраны с учетом возрастных и индивидуально особенностей ребенка;

· соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

· сопровождаться точной и конкретной речью;

· словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

ü коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине),

ü развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

ü развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

ü закрепление правильного произношения звука,

ü развитие лексического запаса слов,

ü развитие грамматического строя,

ü развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

b. Воспроизведение аудиозаписей сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудиозаписи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

c. Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.


Методы логопедического воздействия, характеристика группы словесных методов

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами.

В логопедической работе используются следующие методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.



Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин. Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит детей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач логопедической работы.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.


Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный - 13-15 лет и послемутационный - 15-17 лет. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 -12 нот.



Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет.

У девочек голос меняется постепенно, теряя детские свойства. В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи - «адамово яблоко». При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Продолжительность мутации от одного - нескольких месяцев до 2-3 лет.

Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную - пиковую и конечную.

Начальная стадия характеризуется только небольшой покраснением голосовых складок. Основная стадия сопровождается покраснением слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника. Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.


В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония - абсолютная потеря голоса, дисфония - ухудшение его качества, силы и окраски звука.

Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах, голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями.

Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Фонопедия - это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.


дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата.

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей.

Функциональные нарушения голоса не сопровождаются воспалительными или анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Принципы логопедической работы - это те общие ис­ходные положения, которые определяют деятельность лого­педа и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, в котором реализуются задачи корриги­рующего обучения и коррекционно-воспитательной работы, направления и содержание которой определяются зависимо­стью речевых нарушений от особенностей других сторон пси­хической деятельности ребенка.

Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В процессе коррекции речи следует иметь в виду общие и специфические закономерности развития детей с ограни­ченными возможностями. В логопедической работе по кор­рекции нарушений речи у различных категорий детей с от­клонениями в развитии (умственно отсталых, с задержкой психического развития, с церебральными параличами, с сенсорными нарушениями и др.) есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и пси­хического развития (уровень развития речи, познаватель­ной деятельности, особенности сенсорной сферы и мото­рики ребенка).

Логопедическое воздействие представляет собой целе­направленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последователь­но формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Основными формами логопедического воздействия яв­ляются: воспитание, обучение, коррекция, компенса-


ция, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопе­дии преимущественно используются воспитание, обуче­ние и коррекция.

Огромное значение для осуществления полноценного ло­гопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации логопеда и воспитателя. Работая со слож­ной категорией детей, педагог должен обладать профессио­нальными знаниями в области логопедии и коррекционной педагогики, хорошо знать психологические особенности де­тей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чув­ствовать гражданскую ответственность за успех их обуче­ния, воспитания и подготовки к жизни и труду.

Принципы анализа речевых нарушений (развития, систем­ного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимо­связи речи с другими сторонами психического развития ре­бенка) помогают установить закономерную взаимосвязь между различными речевыми и неречевыми процессами: нарушени­ями слухового восприятия и отклонениями в речедвигатель-ной сфере, между дефектами произносительной деятельности и фонемообразованием, между активной и пассивной речью; раскрывают системное взаимодействие и взаимообусловлен­ность нарушенных компонентов речи в процессе патологичес­кого развития устной и письменной речи детей.

В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, система­тичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специаль­ные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, диффе­ренцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхо­да, использования обходного пути, формирования рече­вых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учиты­вать совокупность этиологических факторов, обусловлива-

ющих их возникновение, (внешние, внутренние, биологи­ческие и социально-психологические факторы).

Так, при дислалии неправильный прикус предраспола­гает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию ар­тикуляционной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направлена на нормализацию речевых контактов ре­бенка с социальным окружением, на развитие речевой мо­торики, фонематического восприятия.

Содержание логопедического воздействия зависит от ме­ханизма речевого нарушения. При одинаковой симптомати­ке нарушений речи возможны различные механизмы. Напри­мер, замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слухового различения, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дис­лалии основным является воздействие на ведущее наруше­ние - несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляционной моторики.

Принцип системного подхода предполагает необходи­мость учета структуры дефекта, определения ведущего нару­шения, соотношения первичного и вторичного. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы может вызвать расстройство речевой деятельности в целом даже при нарушении ее отдельных звеньев, что определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устра­нении речевых расстройств.

Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это опре­деляет необходимость комплексного (медико-психолого-пе­дагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синд­ром в целом. Особо значимо комплексное воздействие при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.

Логопедическое воздействие строится на основе онтоге­нетического принципа с учетом закономерностей и после-


________________

довательности формирования различных форм и функций речи, от простых к сложным, от конкретных к более абст­рактным, от ситуативной речи к контекстной и т.д.

Большое значение в реализации логопедической работы имеет коррекция и воспитание личности в целом, где учи­тываются особенности формирования личности у детей с различными нарушениями речи, а также возрастные осо­бенности. Логопедическое воздействие на ребенка с речевы­ми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Особенно важен учет личностных особенностей при кор­рекции расстройств речи, связанных с органическими пора­жениями центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия и др.). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования лично­сти как первичного характера, обусловленного органическим поражением мозга, так и характера вторичных наслоений.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом веду­щей деятельности. У дошкольников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится сред­ством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвое­ния языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопе­дической работы моделируются различные ситуации речево­го общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тес­ная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, се­мьи. Логопед информирует педагогов, родителей о харак­тере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается зак­репления правильных речевых навыков не только в логопе­дическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматрива­ется как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме-


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные ме­тоды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекци­онно-логопедического воздействия, этапом работы, возра­стными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической рабо­ты эффективность овладения правильными речевыми на­выками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов. Например, при устра­нении заикания в дошкольном возрасте эффективность ло­гопедической работы достигается практическими и наглядными методами. В школьном возрасте преимуще­ственно используются словесные методы, сочетающиеся с наглядными.

К практическим методам логопедического воздействия относятся: упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных за­даний. В логопедической работе они эффективны при уст­ранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполни­тельские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; разви­вающие общую, ручную моторику); конструктивные (кон­струирование букв из элементов, реконструирование букв); творческие, предполагающие использование усвоенных спо­собов в новых условиях, на новом речевом материале.

В логопедической работе используются широко речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок живот­ных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоци­онально-положительный настрой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

Осознание ребенком цели упражнения;

Систематичность, которая реализуется в многократном повторении;


Принципы и методы логопедического воздействия ______________

Постепенное усложнение условий с учетом этапа коррек­ции возрастных и индивидуально-психологических осо­бенностей ребенка;

Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий;

Самостоятельное выполнение, особенно на заключитель­ном этапе коррекции;

Дифференцированный подход к анализу и оценке вы­полнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами кор­рекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их эле­ментами (графические схемы структуры предложения, сло­гового и звукового состава слова).

Наглядные методы - это формы усвоения знаний, уме­ний и навыков в зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофиль­мов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде слу­чаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артику­ляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны соответствовать следующим требованиям: быть хорошо видны всем детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических осо­бенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конк­ретной речью.

Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Принципы и методы логопедического воздействия

фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения зву­ка; для развития лексико-грамматического строя речи; со­вершенствования связной речи.

Использование словесных методов определяется возра­стными особенностями детей, структурой и характером ре­чевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, бе­седа, чтение.

Рассказ - это форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предпо­лагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чув­ства, побуждает к речевому общению, обмену впечатления­ми. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.

Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Исполь­зование беседы в логопедической работе должно соответ­ствовать следующим условиям:

Опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в «зоне бли­жайшего развития» ребенка;

Учитывать особенности мышления ребенка;

Вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

Необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;

Характер проведения беседы должен соответствовать це­лям и задачам коррекционной работы.

В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяс­нение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эф-


фективности процесса коррекции, стимулирует и активизи­рует деятельность ребенка, помогает формированию само­контроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-пси­хологические особенности.

Логопедическое воздействие осуществляется в следую­щих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, инди­видуальное занятие, урок.

Основными задачами логопедического воздействия явля­ются развитие речи, коррекция и профилактика ее наруше­ний. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: моторики, особенно речевой моторики, познавательной деятельности, внимания, памяти, формирование личности ребенка с одновременной регуляци­ей или коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.

Эффективность логопедического воздействия обуслов­лена следующими факторами:

Уровнем развития логопедии как науки;

Связью теории и практики;

Характером дефекта и степенью выраженности его сим­птоматики;

Возрастом человека, состоянием его здоровья;

Психическими особенностями человека, его активнос­тью в процессе логопедической коррекции;

Сроками начала и продолжительностью логопедической работы;

Реализацией основных принципов коррекционно-лого­педической работы;

Мастерством и личностными качествами логопеда (11).

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возраст­ных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой па­тологией определяют перспективу процесса устранения ре­чевых нарушений.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Принципы и методы логопедического воздействия

Вопросы и задания для самоконтроля _____________

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте зна­чение логопедии.

2. Что является предметом логопедии?

3. Каковы цель и задачи логопедии?

4. Чем отличаются истинно речевые нарушения от времен­ных недостатков речи?

5. Раскройте методологические основы логопедии.

6. Охарактеризуйте принципы и методы логопедии.

7. С какими науками связана логопедия?

8. Обоснуйте необходимость знания закономерностей рече­вого развития детей.

9. Каковы особенности подготовительного этапа к овладе­нию детьми речью?

10. Определите особенности становления активной речи у детей в преддошкольный период.

11. Каковы особенности развития речи детей в дошкольном возрасте?

12. Охарактеризуйте особенности развития речи детей на эта­пе школьного обучения.

13. Какие гиперсензитивные фазы речевого развития отме­чаются в дошкольном возрасте?

14. Сравните понятия «речь» и «язык».

15. Кратко охарактеризуйте механизмы речи.

16. Опишите строение центрального отдела речевого аппа­рата.

17. Определите строение и функции периферического рече­вого аппарата.

18. Каковы особенности строения и функционирования ре­чевого аппарата детей?

19. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи де­тей?

20. Раскройте понятие этиологии.

21. Какие причины речевых нарушений выделял М.Е. Хват-

22. Дайте характеристику экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений.


23. Раскройте роль наследственных факторов в возникнове­нии речевых расстройств.

24. Каковы функциональные причины возникновения на­рушений речи у детей?

25. Какие социально-бытовые условия могут привести к на­рушениям в формировании речи у детей?

26. Какие критерии положены в основание существующих классификаций речевых нарушений?

27. Охарактеризуйте виды нарушений речи, выделяемые в клинико-педагогической классификации.

28. Дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений речи.

29. Дайте краткую характеристику видам речевых наруше­ний, выделяемым в рамках психолого-педагогической классификации.

30. Какие виды речевых нарушений, выделяемых в клини­ко-педагогической классификации, можно отнести к Группе фонетического недоразвития речи, фонетико-фо-нематического недоразвития речи, общего недоразви­тия речи?

31. Какими признаками характеризуется логопедическое воздействие как педагогический процесс?

32. Раскройте содержание специальных принципов логопе­дической работы.

33. Охарактеризуйте особенности использования в логопеди­ческой работе практических методов обучения.

34. Сравните особенности использования в логопедической работе наглядных и словесных методов обучения.

Литература __________________________________

1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2000.

2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

3. Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Основные механизмы устной речи // Заикание. - М., 1998. - С. 7-49.

4. Власенко ИТ. Особенности словесного мышления взрос­лых и детей с нарушениями речи. - М., 1990.


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М., 1968.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

7. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пу-занова. - М., 1996.

8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2000.

12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей. - М., 1975.

13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше­нию / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.

15. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

17. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло­гопедии. - М., 1989.

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 1-2 ч.


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Логопедическое воздействие представляет собой педа­гогический процесс, в котором реализуются задачи корри­гирующего обучения и воспитания.

В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим и специфичес­ким принципам (гл. 1).

Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе уче­та этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей: уровень развития речи, позна­вательной деятельности, особенности сенсорной сферы и мо­торики.

Каждый из этапов логопедического воздействия харак­теризуется своими целями, задачами, методами и приема­ми коррекции. Последовательно формируются предпосыл­ки для перехода от одного этапа к другому.

Большое место в логопедической работе занимает кор­рекция и воспитание личности в целом, учитываются осо­бенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также их возрастные осо­бенности.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения от­мечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторич­ных наслоений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.

Для закрепления правильных речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Ло­гопед информирует педагогов, родителей о характере рече­вого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепле­ния правильных речевых навыков не только в логопедичес­ком кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под кон­тролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматривает­ся как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме­ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные мето­ды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование того или иного метода определяется характе­ром речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом рабо­ты, возрастными, индивидуально-психологическими осо­бенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность ов­ладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответ­ствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука харак­терно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко ис­пользуются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практичес­кие и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное ис­пользование при устранении заикания получают словесные методы, Щ сочетающиеся с наглядными.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопе­дической работе они эффективны при устранении артику-ляторных и голосовых расстройств, так как у детей форми­руются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различ­ными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикулятор-ных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе поста­новки звука формируется навык его изолированного произ­ношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложе­ниях, связной речи.

Освоение правильных речевых навыков представляет со­бой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-испол­нительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются деть­ми в соответствии с образцом.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усво­ения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикулятор-ных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конст­руирования.

Например, при устранении оптической дисграфии детей учат кон­струировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагает­ся использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Так, при формировании звукового анализа и синтеза определе­ние последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомо­гательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые ус­ловия. И наконец, действие звукового анализа считается сформи­рованным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ре­бенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых име­ются звуки, и т. д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звуко-произношения.

Использование игровых упражнений (например, имита­ция действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, ими­тация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-по­ложительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Выполнение любых упражнений способствует формиро­ванию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдается ряд условий.

Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости по­становки задачи, правильного показа способов выпол­нения: поэтапного выполнения сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

    Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разно­ образного речевого и дидактического материала и раз­личных ситуаций речевого общения).

    Постепенное усложнение условий с учетом этапа кор­рекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

    Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий.

    Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.).

Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является вообража­емая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые дей­ствия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, а затем с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий со­здают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными це­лями и задачами коррекции, распределяет роли, организу­ет и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-пси­хологическими особенностями детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элемен­тами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

    модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре алогичной ему;

    должна быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

    ее назначение - облегчать процесс овладения навы­ками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы струк­туры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уро­вень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы ус­воения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувствен­ные образы делает усвоение речевых умений и навыков бо­лее конкретным, доступным, осознанным, повышает эффек­тивность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, про­слушивание пластинок, магнитофонных записей, а так­же показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование различных пособий способствует уточне­нию и расширению представлений детей, развитию позна­вательной деятельности, создает благоприятный эмоцио­нальный фон для проведения логопедической работы.

Наглядные средства должны отвечать следующим требо­ваниям:

    быть хорошо видны всем;

    при их подборе следует учитывать возрастные и инди­видуально-психологические особенности ребенка;

    соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

    сопровождаться точной и конкретной речью;

    словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представле­ний о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонемати­ческого восприятия (на картине найти предметы, в назва­ниях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление пра­вильного произношения звука, развитие лексического за­паса слов, грамматического строя, связной речи (составле­ние рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравне­ния речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автомати­зации звуков речи во время беседы при пересказе содержа­ния, для развития навыков слитной плавной речи при уст­ранении заикания, для развития связной речи.

Особенности использования словесных методов в лого­педической работе определяются возрастными особенностя­ми детей, структурой и характером речевого дефекта, целя­ми, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы соче­таются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с вклю­чением словесных.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Напри­мер, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворе­ний, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его использу­ют для создания у детей представления о том или ином яв­лении, вызова положительных эмоций, для создания образ­ца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения сло­варя, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребен­ка, его воображение, чувства, побуждает к речевому обще­нию, обмену впечатлениями. Его желательно сопровождать демонстрацией сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит де­тей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в за­висимости от задач логопедической работы.

Кроме рассказа используется пересказ сказок, литератур­ных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т.д.).

В зависимости от дидактических задач организуются пред­варительные и итоговые, обобщающие беседы. В ходе пред­варительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифферен­циации звуков ц - ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняется их артикуляция на основе имею­щегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщают­ся имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для зак­репления и дифференциации речевых умений и навыков.

На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения выч­леняются существенные свойства речи и ее элементы.

При индуктивной форме беседы сначала воспроизводят­ся факты, которые анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной фор­ме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конк­ретные факты для его подтверждения.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

    опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

    соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

    активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

    вопросы должны быть ясными, четкими, требующи­ми однозначного ответа;

    характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного про­изношения, уточнение грамматической структуры предло­жений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и прак­тические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагоги­ческая оценка способа, хода и результата выполнения задания. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребен­ка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особен­ности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять, проявлять педагоги­ческий такт при оценке их работы.

Логопедическое воздействие осуществляется в следу­ющих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, ин­дивидуальное занятие, урок.

По характеру направленности методы логопедической ра­боты подразделяются на методы прямого воздействия (на­пример, воздействие на артикуляторную моторику при уст­ранении дислалии) и методы обходных путей (например, создание новых функциональных связей в обход нарушен­ных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

Контрольные вопрос и задания

    Какими факторами определяется выбор методов ло­гопедического воздействия?

    Охарактеризуйте особенности использования в лого­педической работе практических методов обучения.

    Дайте характеристику и раскройте особенности использования в логопедической работе наглядных методов обучения.

    Определите словесные формы обучения и их особен­ности в коррекционно-логопедической работе.

    Присутствуя на уроке или на логопедическом заня­тии, определите, какие методы были использованы при работе над речью детей.

Литература

    Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

    Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

    Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

    Филичева Т.Е. Особенности формирования речи де­тей дошкольного возраста. М., 2000.

    Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дош­кольного возраста. М., 1957.

    Хватцев MJ2. Недостатки речи у школьников. М., 1958.

    Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

    Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М. 1997. Ч. I, П.

Принципы логопедического воздействия

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:

    Этиопатогенетический принцип.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

    Принцип системного подхода.

Предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

    Принцип учёта структуры речевого нарушения.

Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами.

    Принцип комплексности.

Поскольку большинство нарушений представляет собой совокупность речевых и неречевых симптомов, следовательно необходимо комплексное (психолого-медико-педагогическое) воздействие, т.е. воздействие на весь синдром в целом.

Комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых расстройств, но особо значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии и афазии.

    Принцип дифференцированного подхода.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

    Принцип поэтапности.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

    Принцип развития.

Во время логопедического воздействия нельзя забывать о развитии личности.

    Онтогенетический принцип.

Логопедическое воздействие строится с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.

    Принцип учёта личностных особенностей.

Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

    Принцип деятельностного подхода.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

    Принцип использования обходного пути.

В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.

При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы. В начале своего становления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных видов афферентации. Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая.

В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие при артикулировании) .

    Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: