Политический процесс. Процесс политический Что понимают под политическими процессами

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле - «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».

Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.

Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти - основных субъектов политического процесса;
артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;
социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
структурно-функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
функционирования - простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);
развития - адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат);
упадка - распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
первый этап - артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);
второй этап - агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;
третий этап - выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;
четвертый этап - реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;
пятый этап - контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Таким образом, политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия.

4. Этапы демократического процесса

демократия переход модернизация политический

Политологи выделяют три этапа в осуществлении демократического транзита.

1. Этап либерализации характеризуется кризисом авторитаризма и посттоталитарных режимов, из которого власть пытается выйти через предоставление гражданам ограниченных свобод. На этом этапе происходят изменения во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Освобождаются политзаключенные, ослабевает цензура. Начинает возрастать интерес населения к политике. Происходит активизация гражданского общества: усиливается правозащитное движение, начинает формироваться открытая политическая оппозиция. Трансформируется и сама элита: она распадается на сторонников продолжения реформ и сторонников сохранения старого режима. Победа новой элиты позволяет сохранить тенденцию мирной трансформации режима.

2. Этап демократизации предполагает изменения во взаимоотношениях государства с другими политическими субъектами (оппозицией, партиями и др.), а также в отношениях между основными ветвями государственной власти. На этом этапе должны сформироваться демократические политические институты (конкурентная партийная система) и процедуры, активное гражданское общество. Разрушение старой политической системы закрепляется принятием новых конституций. Конституции также определяют важный в плане перспективы развития демократии вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти, объем полномочий последней.

3. Этап консолидации демократии означает достижение демократической стабильности. Переход к консолидированным демократиям бывает длительным, он может растягиваться на десятилетия. Утверждение демократии определяется способностью политических акторов достичь соглашения консенсуса. В транзитологических теориях различают три возможных уровня консенсуса

1. ценностный - согласие в отношении базовых демократических ценностей;

2. процедурный - все политические акторы соблюдают правила борьбы, установленные конституцией, готовы к демократическим процедурам разрешения конфликтов

3. институциональный - создание властных структур, вбирающих в себя конкурирующие интересы различных политических сил.

Обобщение опыта перехода к демократии многих стран мира позволяет сделать вывод о существовании трех основных этапов такого перехода:

2) установление демократии;

3) консолидация демократии.

Кризис авторитарного или тоталитарного режима может наступить вследствие резкого снижения уровня его легитимности. Причинами такой делегитимации, как показывает историческая практика, являются потеря по какой-либо причине харизматического лидера, массовое разочарование населения в господствующей идеологии, что часто связано с неэффективностью авторитарной или тоталитарной власти. В ситуации кризиса режима разворачивается борьба между представителями «жесткой» и «мягкой» линий. Первые стремятся сохранить существующий режим, в том числе и с помощью репрессий, вторые считают необходимым снимать напряжение путем уступок и частичных реформ. Победа сторонников «мягкой» линии открывает дорогу либерализации режима. В данном случае под либерализацией понимается предоставление гражданам некоторых прав и свобод, введение элементов так называемой «ограниченной демократии». Желая сохранить свою власть, правящая элита старается придать политическому режиму внешнюю респектабельность. В результате либерализации возникают условия для усиления активности и повышения роли гражданского общества (если оно уже сформировалось). Либерализация означает также дальнейшую эрозию и разложение авторитарного (тоталитарного) режима и постепенный переход к следующему этапу - установлению демократии. Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическая институализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того, чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап - этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.

Современные переходы, с подачи американского политолога С. Хантингтона, получили название "третьей волны демократизации". Сравнение с волной подчеркивает нелинейность процессов демократизации, возможность "откатных" движений. Хантингтон определил и хронологические рамки двух предшествующих волн: медленная волна, тянувшаяся с 1828 по 1926 г., и волна 1943-1964 гг. Обе волны сопровождались отказом от демократии в ряде стран и установлением тоталитарных и авторитарных режимов. С 1974 г., по мнению ученого, начинает отсчет "третья волна глобальной экспансии демократии". Она начинается с падения диктатуры и восстановления демократических свобод в Португалии. В этом же году рухнула диктатура "черных полковников" в Греции, а в 1975 г. со смертью диктатора Ф. Франко заканчивается 39-летний период диктатуры в Испании и начинается история демократических реформ, проводимых "сверху" по инициативе короля Хуана Карлоса. Демократические процессы практически охватывают все регионы современного мира. Процессы крушения тоталитарных режимов в СССР и других странах Восточной Европы рассматриваются в рамках теории "третьей волны".

Автократия и демократия

Рассмотрение различий между автократией и демократией невозможно без упоминания о тоталитаризме. Тоталитаризм - это политический режим, стремящийся установить полный контроль над гражданами...

Виды демократических режимов

Формирование демократического политического режима осуществляется с помощью соответствующих политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, внешнеполитических и других условий...

Виды демократических режимов

власть демократия плюрализм тоталитарный Понятие демократического политического режима включает не только государственный режим, но и такие политические силы общества, как деятельность политических и общественных организаций...

Особое место в контексте взаимодействия права и политического режима занимает правовое оформление режима в конкретном государстве...

Демократический политический режим

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г...

Демократия и политический режим современной России

К концу XX столетия политико-правовая наука знала свыше 550 определений термину «демократия» Л. Даймонд. Прошла ли третья волна демократизации? // Политические исследования. 1999. № 1. Мы можем представить, как это число изменилось к 2012 году...

Демократия: критерии, преимущества (Р. Даль, С. Хантингтон)

Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития...Отличительные особенности современной российской политической системы

Политическая система общества

Несмотря на разнообразие имеющихся теоретических трактовок демократии, все они, в конечном счете, могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы. Так, сторонники "ценностного" подхода, при всех их идеологических разногласиях...

Политический режим

Демократический и либеральный (либерально-демократический) режимы - две разновидности общедемократического пути реализации государственной власти...

Сравнительная политология

Политический процесс любого общества основывается на традициях, опыте, политической культуре, организационных, управленческих, финансовых, социальных и иных факторах, которые носят внешний и внутренний характер...

Мир политики чрезвычайно многообразен, он отличается изменчивостью и динамичностью. Политические системы, существующие в современном мире, не изолированы друг от друга, они находятся в постоянном взаимодействии, при котором неизбежно столкновение различных противоборствующих сил. Поэтому неудивительно, что политическая жизнь начала XXI в. наполнена разного рода политическими противостояниями и конфликтами, кризисами и войнами. Важнейшей задачей становится осмысление причин и прогнозирование последствий таких столкновений, а для этого необходимо дать ответ на целый ряд вопросов. В чем отличие современных политических систем от тех, которые существовали в былые эпохи? Как осуществляется трансформация политических институтов, как изменяются политические ценности, политические идеалы и политическое поведение? Понять сущность политических изменений, происходящих в современном мире, дают возможность понятия «политический процесс», «политическое развитие», «политическая трансформация», «политическая модернизация», «демократизация» и др.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (лат. processus - продвижение) - это совокупность видов деятельности участников политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы.

В современной политической жизни любого общества можно выделить целый ряд политических процессов.

Основание для классификации Виды политических процессов и их характеристика
Среда протекания политического процесса внутриполитические(взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) внешнеполитические(отношения между государствами, связанные с достижением политических компромиссов)
Устойчивость взаимосвязей политических структур стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса как проявление изменения политической обстановки)
Природа политического процесса эволюционные (постепенные, изменения определенных видов взаимодействия" 1 субъектов политики, элементов политической системы) Революционные(резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам)
Ориентированность субъектов политики Конфронтационные(обусловленные борьбой между участниками политического процесса) Консенсуальные (обусловленные сотрудничеством между участниками политического процесса)
Время протекания политического процесса длительные (измеряющиеся определенными историческими периодами) Кратковременные (происходящие в условиях реального времени)
Уровень распространения политического процесса глобальные (происходящие в мировом сообществе, а также на уровне национального государства) региональные и локальные происходящие на уровне определенного региона)
Характер протекания политического процесса открытые (характеризующиеся открытым характером, внешними проявлениями) скрытые (латентные) (происходящие без видимых внешних проявлений)

В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития.

Режим функционирования политического процесса – простое воспроизводство сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти. Приоритет традиций над инновациями предохраняет политическую систему от качественных изменений, придавая всей системе политических отношений достаточную стабильность и устойчивость.

Режим функционирования имеет ярко выраженный циклический характер , проявляющийся в последовательной смене определенных фаз осуществления основных политических действий, реализации политической системой четко установленных функций. Циклы политического процесса, как правило, определяются проводимыми с определенной периодичностью выборами в органы государственной власти, которые, выступая «поддержкой» политической системы, легитимизируют действия политической власти. В тоталитарных государствах, где полностью отсутствует политическая конкуренция, такой режим достигает своего крайнего проявления - так называемого политического застоя, проявляющегося в практически полной «консервации» политической жизни, что, в свою очередь, существенно тормозит экономическое, социальное и культурное развитие общества. (пример: советская политическая система периода правления Л. Брежнева 70-х гг. XX в. В это время политическая жизнь в СССР отличалась наибольшим консерватизмом, расширением бюрократического и партийного аппарата, практически полным отсутствием реформ, усилением репрессий по отношению к инакомыслящим, развитием военно-промышленного комплекса, истощавшим экономику страны, что привело к началу 80-х гг. к резкому спаду темпов экономического роста и замедлению научно-технического прогресса, ввергнув страну в системный кризис).

Политическое развитие – это политический процесс, который характеризуется высокой интенсивностью тех или иных политических изменений . Политическое развитие представляет собой такое изменение (или приобретение) качеств и характеристик политической системы, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Режим развития политического процесса сопровождается существенным изменением структуры и характера политических отношений, механизмов функционирования элементов политической системы, а также характера ее взаимодействия с внешней средой.

Стремление ученых выявить источники, характер и направленность политических изменений в обществах, меняющих модели экономического и политического развития привело к формированию теории политической модернизации.

Политическая модернизация – процесс, связанный с формированием или обновлением институтов политической системы, а также характера политических отношений. Основной вклад в развитие теории политической модернизации внесли такие ученые, как Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др.

В отличие от понятия «политическое развитие», понятие «политическая модернизация» употребляется применительно к странам, осуществляющим переход от традиционного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу.

Выделяют два основных типа модернизации:

первичную (оригинальную) или органичную модернизацию (пример: Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, берет свое начало еще в середине XVII в., когда были существенно расширены полномочия парламента и правительства и тем самым заложены основы новой политической системы нового типа. В середине XVIII в. в Англии формируются первые прообразы политических партий - тори и виги, а политические реформы приводят к окончательной ликвидации абсолютизма и установлению конституционной монархии. Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образованием первых политических партий - либеральной и консервативной, а окончательное становление гражданского общества связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в);

вторичную (отраженную) или неорганичную модернизацию (пример: Россия, Бразилия, Турция и пр. – осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап).

Первоначально в политической практике (да и в политической науке) политическая модернизация воспринималась исключительно как вестернизация (англ. western, от west - запад), то есть безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако попытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества ценностями западной цивилизации на практике далеко не всегда оказывались эффективными, что привело к переосмыслению теории политической модернизации в 70-е - 90-е годы XX в., учету своеобразия исторических и национальных условий реформирования традиционных политических систем.

В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной модернизации» (допускающей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной (регрессирующей) модернизации», «рецидивирующей» и даже «тупиковой модернизации».

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Тенденция к осуществлению культурной и политической модернизации оказывает мощное воздействие на общество, стимулируя гражданское участие, легитимацию политической власти, стремление к улучшению жизненных условий и пр. Вместе с тем модернизация всегда отражается на стабильности общества, его культурной и политической систем, подрывая традиционные основы легитимности и политического порядка, меняя привычные жизненные уклады, ценности и нормы поведения .

В последние десятилетия XX в. в рамках теории политической модернизации активно изучается проблема демократизации - перехода от различных форм недемократического политического режима к демократии. Во многом интерес к данной проблематике обоснован теми политическим процессами, которые происходили в странах Восточной Европы в 90-х гг. XX в.

Демократизация в политической науке определяется как процесс изменения политической системы, характеризующийся расширением политических прав и свобод граждан, возникновением политического и идеологического плюрализма, увеличением форм участия населения в политической жизни, децентрализацией государственной власти, реализацией принципа разделения властей, а также построением гражданского общества .

Для осуществления демократизации политического режима необходимо присутствие следующих факторов:

Книга: Политология / Кремень

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Современная историческая реальность показывает, что изменения политического строя, реформирование политической системы, властных структур и управления, правительства, создание конституционных нормативов, формирования политической культуры, совершенствование деятельности парламента, осуществления политических реформ, принятия законов и др. - действия разнообразны по сути и содержанию. Все эти действия не вытекают друг из друга автоматически, а отличаются субъектами созидания, по своим масштабам и глубине. Результат различных политических событий, взаимодействие политических институтов, разработка, принятие и реализация политических решений, программ, законов и нормативных актов составляет политический процесс отражает динамику политической жизни, развитие реально существующих политических явлений и событий общества.

Политический процесс - один из общественных процессов, социально-политических действий, обеспечивающих воспроизводство политических ресурсов и создания новой политики. Политический процесс - совокупность различных видов деятельности субъектов политики, включенных в динамику практически-политических отношений, охватывающих все стадии функционирования политической системы и направлены на достижение политической цели. Предпосылкой, социальной базой политического процесса есть процесс социальный. Социальный процесс - совокупность действий социальных общностей, социальных слоев, разных групп, индивидов, направленные на их воспроизводство и обеспечение стабильности общественной системы. Политический процесс характеризует определенную сторону, механизм действия политической системы общества, политическое сознание, политическую культуру в самой сложной сфере общественной жизни-политической. Отражая реальности общества, реальности социального, экономического, духовного жизнь, политический процесс выступает совокупностью результатов переплетение разнообразных munie политического поведения социальных общностей, социальных слоев и граждан, деятельности властных органов и структур реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и много факторов, непрерывно вносят в течение событий что-то новое, нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, которые включаются в отношения с государством, а то не понятно почему игнорируют свои политически значимые интересы. В развитии событий политический процесс как процесс не вносит каких обумовленостей, а, раскрывая содержание политики через реальные формы, показывает, что одни элементы, звенья политической системы воспроизводят, а вторые разрушают, третьи развивают и творят, и благодаря такому процессу происходят глубинные изменения политической системы, а сама политическая система переходит от одного состояния к другому, т.е. политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической жизни.

Политический процесс - совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Политический процесс раскрывает две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах формулировка индивидами и социальными спільностями, социальными слоями требований, соответствующих их реальным или мнимым интересам, и переносят требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений (участие в выборах, референдумах, членстве в политических партиях и др,), а, во-вторых, формы приня-. тии и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и политическими элитами.

В обществе происходит распределение и перераспределение средств власти, осуществление политической мобилизации граждан, процесса принятия решений; контроль за политическими элитами, которые управляют и другие формы политической активности социальных общностей, социальных слоев и граждан - все это отражение осуществление политическими субъектами своих функций* Реализация политическими субъектами функций распределения и перераспределения средств власти не только признается и поощряется политическим режимом, властными структурами, но и осуждается как не легитимные. Естественно, политический процесс охватывает и не легитимные действия политических субъектов, несистемные для общества форе мы политической активности населения: заговоры, террор, саботаж деятельность нелегальных политических партий и тому подобное, что отражал ют политический протест.

Структура политического процесса включает: систему политических властных отношений и политической деятельности социальных общностей слоев и индивидов. Политическая деятельность - совокупность политики них действий социальных общностей, социальных слоев - классов, политических партий и движений, и индивидов, направленная на реализацию их политических интересов, прежде всего, завоевание и удержание власти. В отличие от других форм деятельности, политическая деятельность - прагматическая и тесно связана с реально существующим общественно-политическим строем и не носит прогностические, теоретико-конструктивные функции. Если же основная цель политической деятельности - реализация политических интересов, и неправомерно в демократическом обществе концентрировать политическую деятельность лишь на решении классовых или общественных противоречий. Там же, где возникают политические интересы, которые могут проявиться только у одного индивида, а не у миллионов, там и возникает политическая деятельность. Политическая деятельность и сосредотачивается на реализации интересов власти с полным учетом наиболее широкого спектра плюралистических интересов. Естественно, политика осуществляется людьми, уровень активности которых значительно зависит от знания механизма ее регуляции: закономерностей, специфической цели, интересов и институциональных образовательных норм, средств реализации политической цели. Движителем общественной деятельности выступает политическое сознание, которое формируется посредством институтов политической системы, политических и правовых норм, традиций, политической культуры. Конечно же, факторами политической деятельности, определяющей ее цели, содержания и размаха, выступают политические интересы и правовые нормы.

Компонентами структуры политического процесса являются: формирование цели и задач политических структур, политических институтов (политическая система общества, ее элементы - государство, политические партии и политические движения и др.); конституирование и создание политических институтов, разработка, принятие и реализация решений и нормативных актов управления; поддержка населением государства функционирования политических институтов, организаций и властных структур; контроль за функционированием политических институтов и властных структур и направления их развития. Политические процессы, слишком разнообразные политические процессы, подразделяются по природе на созидательные и разрушительные, сиюминутные, по уровню организации общества - глобальные, региональные, местные; по формам протекания-явные (открытые), скрытые; по динамике прохождения - бурные, спокойные, замедленные; по характеру направленности и среды - прогрессивные, регрессивные, внутриполитические, внешнеполитические, эволюционные, непрерывные и др., общие и частичные. Все политические процессы имеют свои особенности: постепенность, медленность. Политические силы и отдельные политические деятели иногда стремятся ускорить политические события и др. Правда, такие попытки ускорения политического процесса ведут к отрыву от реальности, к субъективизму, волюнтаризму и т.д. Итак, политический процесс обусловливается объективными законами развития общества.

Механизмом, обеспечивающим жизнедеятельность общества является Деятельность, направленность которой непрерывно возрастает и усложняется. Сама деятельность является основой установления связей и отношений между обществом, нациями, народами, социальными спільностями, индивидами. Энергичная деятельность вызывает активное начало в структуре отношений. Целенаправленные отношения вносят в социальную среду упорядоченность, обеспечивают самоорганизацию и эволюционные изменения в направлении создания новых форм жизнедеятельности. Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизаций политической свободы за достижения политической цели. Политический интерес - один из рычагов политической деятельности, а политическая воля - способность субъекта политики к напряженности и направления своих политических возможностей на достижение политической цели.

Политическая деятельность влияет на политические и через них - на все общественные отношения. В политической сфере политическая деятельность сосредотачивается на ряде объектов: одни из которых являются организационными факторами общественно-политической жизни; другие - процессами политического развития. Организационными факторами общественно-политической жизни выступают: создание государственных органов путем их избрания, создание массовых организаций вследствие волеизъявления граждан, которые объединяются в общественные организации, выработки политико-правовых норм путем урегулирования процесса подготовки и принятия законов, непосредственного отображения свободы граждан (референдум, съезды, собрания и др.), организация системы управления основными сферами государственной и общественной жизни, определение принципов организационных структур, полномочий и взаимоотношений и связей звеньев управления. Процессами политического развития выступают: укрепление социальных основ развития общества; развитие национальных отношений, учета интересов национальных групп и меньшинств; привлечение граждан в управлении государственными и общественными делами; формирование доверия и поддержки политических курсов политических партий, политических институтов; воспитание политического сознания граждан; укрепление власти политических институтов; обеспечение соблюдения законности и других демократических норм, осуществлению внешней, международной политики.

В условиях рационализации упорядоченности общества широкие массы, которые ранее выступали объектом политики, становятся ее субъектом, имеют возможность непосредственно (через систему выборов) влиять на политические события и явления, в том числе принятия политических решений и, следовательно, двигать политический процесс. И возникает проблема: имеющиеся противоречия между достаточно значительным влиянием масс на политический процесс - с одной стороны, и низким уровнем их общей и особенно политической культуры, - с другой. Возникает угроза разрушения самой демократической политической системы и формирования утверждение диктатуры, тирании. Это создает уникальные возможности манипулирования сознанием масс, пропаганды и популизма, осуществление изменений с помощью насилия, слепого повиновения власть имущим и т.д.

Политическая деятельность приводит в действие рычаги, которые определяют прогресс каждой сферы и успех всех видов жизнедеятельности общества. Вот почему любая человеческая деятельность, а тем более политика, должна быть целенаправленной. Цель, близкая, и дальняя, всегда требует серьезных усилий политических партий, государства, определения их приоритетов для эффективной реализации ее. Жизнь показывает, что игнорирование или пренебрежение определение цели и средств ЕЕ реализации вызывает кризисные явления, инертность и пассивность людей в политической жизни.

В структурных и функциональных связях воспроизводится политическая жизнь. Политические системы общества. Политическая система во всей полноте предстает лишь после завершения цикла самовоспроизводства. Такие циклы естественно связаны с некоторыми изменениями. Появление новых явлений и элементов в политической системе не являются идентичными ее предыдущем этапе. Происходит непрерывное накопление нового, что и приводит к качественному состоянию, а, следовательно, к возникновению и формированию новой или усовершенствованной политической системы общества. Политические изменения - это рождение нового в структурных и функциональных особенностях политических явлений, что обеспечивает самовоспроизводство и обновления общественно-политического организма. Глубинные политические изменения становятся фактом только после нескольких или даже многих циклов самовоспроизводства политической системы.

Важное значение для политической деятельности имеет широкая и достоверная информированность. В политической информации сведения о развитии социальной структуры общества, о нации и отношения между ними, об организации власти и функционирования политической системы и ее звеньев, об управлении, о развитии демократии, уровень политического сознания и политической культуры и др. Социально-политическая деятельность тесно связана с формированием политики и средств ее осуществления, с функционированием власти. Но главное человек является первичным и единственным субъектом политической деятельности. Социальные общности - народ, классы, нации, другие большие и малые политические группы - все это совокупность отдельных индивидов с соответствующими интересами, целью и т.д. Поэтому-то в демократическом обществе - лицо является только субъект политической деятельности. Однако легитимные формы политической активности населения, формы политического протеста и другие формы политического поведения социальных общностей, социальных слоев и индивидов объединяются одной и той же потребностью: властью влиять на политические решения, принимаемые государством. Вот почему основной, главной проблемой политического процесса выступает принятие и реализация политических решений, которые интегрируют различные интересы социальных общностей, слоев, групп и индивидов, в соответствующей им сложной системе загальноколективної цели, что отражается в политической воле общества.

Формирование политической воли общества происходит как бы на пересечении этих действий официальных органов и властных структур, влияния групп интересов, а также механизмов общественности (профсоюзов, средств массовой информации и др.). Но центральную роль здесь играют высшие институты государственной власти. Потому что главным механизмом формирования, принятия и реализации политических решений и выступают высшие институты государственной власти. От их деятельности зависит степень централизации власти, распределение полномочий между социальными спільностями, слоями, группами интересов, участвующих в формировании интересов политического развития. Продолжительность и мобильность высших институтов государственной власти в политическом процессе даст им возможность и способность поддерживать, даже насаждать те нормы и интересы, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями народа и противоречат политическому мышлению граждан. Тональность взаимоотношений политических субъектов - социальных общностей, социальных слоев и индивидов, ритмы и темпы политических изменений определяют и характер деятельности высших институтов государственной власти.

Деятельность институтов и властных структур задает и характерные для общества циклы политического процесса. Ведь ведущими политическими институтами власти производятся и реализуются общегосударственные общественные решения. В демократических государствах формируется и функционирует, активизируется деятельность социальных общностей и индивидов в процессе избирательных кампаний. На период выборов в высших законодательных и исполнительных органов государственной власти нужен пик политической активности населения. И затихает политическая жизнь, по обычаю, в периоды отъезда законодателей в летние отпуска («парламентские каникулы») и др. В государствах с тоталитарным режимом циклы политического процесса задаются деятельностью партий, которые управляют политикой. Так, в прошлом в Украине очередные съезды компартии Украины задавали ритм всех изменений во внутренней политике, определяя очередные исторические задачи, рубежи пятилетних планов и т.д. Опыт афро-азиатских государств показывает, что циклы политического процесса определяются изменениями всех бывших властных институтов и структур, которые осуществляются в результате военных переворотов, происходящих в ряде афро-азиатских странах и определяли темп и характер политических змей. Крупные структурные кавычки, открывающие внутреннее устройство таи природу политического процесса, дают возможность выделить в процессе! формирование политических решений своеобразный центр всех политических изменений. Так, этап представления политических интересов групп и граждан властным институтам и структурам, которые принимают политические решения, и является важной лапкой политического процесса. Содержание политического процесса характеризует деятельность различных ассоциаций, различные формы политического участия! социальных общностей и индивидов, которые формулируют свои требования, соответственно) отвечает их реальным или мнимым интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу реализации политических решений, а также осуществления и агрегацию интересов, должен делать более однородными множество отдельных требований, предъявляемых к правительственных структур, систем, отражающих коллективную цель политической системы.

Этап создания и принятия политических решений - важное звено политического процесса.

Социально-политические изменения, динамика политической жизни не линейные процессы, ибо любой общественный процесс имеет скрытую пелшійпість, а человеческая история как целостный процесс саморазвития тоже имеет нелинейный характер. Пример тому - история Украины с ее неожиданными поворотами, падениями и взлетами. Современные социальные процессы и явления тоже не объясняются формационной, социально-политической и экономической теорией. Прогресс мирового сообщества не укладывается в схему развития и изменения социально-екопомічних и политических систем, не способен отразить всю сложность реального мира. Политическое развитие это переход из одного политического этапа к другому, качественно более совершенного па основе роста и изменения политической культуры овладение совершенными формами политической деятельности. Этапы реализации политических решений, характеризующих сложное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных средств, регламентации и регулирования политического поведения населения, осуществление контроля за деятельностью политических элит, подведение итогов и корректировка политического курса - важная лапка политического процесса. Характер самого политического процесса проявляется и в выработке и реализации избранных правящим режимом цели общественного развития. В политическом процессе выделяют три режима. Во-первых, режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки взаимоотношений граждан и институтов власти. В таком случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь до простого воспроизводства рутинных, ежедневных отношений между гражданином и государством, отношений между политической, управленческой элитой и кругом лиц, которые обладают правом голоса па выборах в органы государственной власти. Решение и настроение лиц, которые принимают участие в выборах, определяют также и сам состав избирательных органов власти, влияющие па политику государства, позиции политических партий. Бесспорным приоритетом перед любыми инновациями и подвиганием в реализации функции основными политическими субъектами здесь владеют традиции и преемственность в развитии политических связей.

Во-вторых, режим политического процесса - режим развития. Здесь на новый уровень движения, что позволяет тождественно ответить на вызовы, выводят политику, структуры и механизмы власти. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие изменениям, которые происходят в социальной структуре и соотношению, что меняют политические силы внутри страны и па международной арене, интенсивным взаимодействием микро - и макрофакторов власти. Соревнованием разнообразных течений и тенденций, которые ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений, сопровождается и политическое развитие. Развитие политического процесса, отмечал американский социолог Толкотт ІІарсопс, отражает не что иное, как нарастание сложностей и структурированности его содержания, что ведет к превышению приспособленности властных структур к внешним социальным условиям, в-третьих, режим упадка, распада политической целостности или, по меткому выражению социолога Петра Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В отношении к нормам и условиям целостного существования политической системы, направления динамики политического процесса имеет негативный характер. Здесь под интеграцией преобладают обратные и цептробіжпі тенденции, незворотпий характер имеют дробления политических субъектов и распад режима правления. Предпринятые режимом меры теряют управленческую способность, а сам режим - законность. Распад режима по характеру политического процесса можно проиллюстрировать па судьбы всех социалистических стран Европы и Азии, где правящие круги так и не смогли отыскать тождественных мер, чтобы отреагировать па социально-экономические и духовные запросы.

1. Политология / Кремень
2. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ НАУКА О ПОЛИТИКЕ?
3. 1. Политика - социальное явление
4. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ Что такое наука о политике?
5. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ
6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Политические идеи Древнего мира
7. 2. Политические учения в средневековье
8. Политические идеи Фомы Аквинского
9. 3. Проблемы теории политики в эпоху возрождения
10. 4. Политические учения в XVI-XVII вв.
11. 5. Развитие политической мысли XVIII в.
12. 6. Политическая мысль в европе конец XVIII - XIX вв.
13. Политические идеи в России
14. 7. Современные политические учения запада
15. Формирование политической мысли в Украине
16. Идеи ограниченной монархии
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
18. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ
19. Иван Франко
20. 3. Социально-политические учения о национально-культурное возрождение и государственность
21. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 1. Понятие и структура власти.
22. СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
23. 2. СРЕДСТВА, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ
24. ТИП ВЛАСТИ
25. Государственная власть
26. Экономическая власть
27. ВИДЫ ВЛАСТИ
28. Политическая легитимность
29. ФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ
30. Функции политической системы, механизм
31. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
32. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УКРАИНЫ
33. Формирование государственности Украины
34. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
35. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
36. 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ПОЛИТИКЕ
37. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
38. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА 1. Лицо в политике
39. ОТНОШЕНИЕ.
40. 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
41. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: Позитивные и негативные права
42.
43. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. Политические теории социальная стратификация
44. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Политические партии: сущность и роль в обществе
46. 2. Современные партийные системы и их сущность
47. 3. Суть и тенденции развития политических движений
48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Суть и роль политического лидерства в обществе
49. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
50. 1. Политическое сознание: понятие, структура, функции
51. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВІДОМІСТЬ.ТИПИ
52. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
53. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
54. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
55. 2. Политика и мораль как система
56. Профессиональный политик
57. ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ 1. Природа и сущность современных политических концепций
58. 2. Основные идеологические течения современности
59. Консервативность
60.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: