Первый материал для письма. Московский государственный университет печати

Большое влияние на графику письма оказывали материалы для письма. В древности в Средней Азии материалом для письма служила глина. На глиняных табличках писали заостренными палочками, что обусловило клинообразные формы знаков (клинопись).

Наиболее важную информацию человек всегда пытался запечатлеть на материале, гарантирующем ее сохранность. Древнейшие записи человечества сохранились на камне (рис. 12). На камнях встречаются записи астрономических на­блюдений, летописи сражений и даже медицинские рецепты. Стены древней­ших египетских пирамид внутри покрыты высеченными или нарисованными красной краской иероглифами с рассказами о деяниях фараонов.

Рис. 12. Прорись каменной таблички с агванским алфавитом

(лицевая и обратная стороны)

Глина и камень представляла собой дешевый и доступный материал для письма, однако глиняные документы были очень тяжелые. Для того чтобы отправить такие письма и книги, требовалось снаряжать караван верблюдов. Позволить себе это могли только цари и очень богатые люди.

В поисках более легкого материала для письма человечество обратилось к дереву и металлу. В городской крепости греческого города Афины в древно­сти хранились большие деревянные плиты и цилиндры, на которых были вы­резаны тексты законов и важнейших юридических актов. Величайший памят­ник мирового эпоса – поэма Гомера “Илиада” – была выгравирована на свинцовых пластинках. В Индии для записи законов и важнейших государ­ственных документов пользовались нередко медными пластинками. Широ­кое распространение в Древней Греции, а позднее в Риме получили деревян­ные дощечки, покрытые слоем воска. Буквы на воске выдавливались заостренной медной палочкой, верхний конец которой имел форму лопатки. Палочка эта называлась стиль.

Чаще всего дощечками пользовались для написания писем и мелких за­меток. Несколько дощечек скрепляли вместе шнурком или ремешком. Получался своеобразный вечный блокнот, так как написанное легко стиралось обратным концом стиля. В большом ходу навощенные дощечки для письма были еще и в средние века.

Одним из древнейших материалов для письма по праву считается папирус. Папирус являлся основным писчим материалом в течение нескольких тысячелетий, благодаря портативности, легкости.На нем писали египтяне, греки, римляне и другие народы, пока на смену ему не пришли пергамент и бумага. Ломкость папируса определила форму древних документов – свиток. Писали на папирусе заостренными камышовыми кисточками.

В сирийском городе Пергаме было организовано производство но­вого материала для письма – пергамента, представлявшего собой особо вы­деланные кожи телят, овец, оленей. Примерно к IV веку н.э. пергамен вытесняет папирус из книжного дела. Особенно широко применялся он в эпоху раннего средневековья.


Пергамен в отличие от папируса хорошо сгибался. Это привело к исчез­новению стародавней формы книги – свитка – и к появлению новой – ко­декса. Стоил пергамен очень дорого. В Китае древнейшие памятники пись­менности выполнены на черепаховых щитах, костях, бамбуковых дощечках, шелке. На шелке писали волосяными кисточками специальной тушью, что также оказало влияние на графику китайского письма. На Руси материалом для письма был пергамент (до XII в. привозной, с XII–XIV вв. было развернуто собственное производство).

Для бытовой переписки применялась береста (берестяные грамоты были найдены во время археологических раскопок в Новгороде в 1950 г.). С XIV века получает распространение бумага.

Широко распространившаяся во всем мире и вытес­нившая другие материалы для письма бумага была изобретена в Китие во II веке н.э.

Слово “бумага” происходит от итальянского bambagia – хлопок – и озна­чает многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.

В течение многих веков бумага остается самым удобным и надежным материалом для письма. Первое упоминание о бумаге относится к 12 году н.э., но во многих книгах изобретение бумаги приписывается китайскому санов­нику Цай Лунь (Чай-Лун), который в 105 году усовершенствовал уже имевшийся способ производства бумаги.

Китайские ремесленники вырабатывали такую прочную бумагу, что она сохранилась в течение многих столетий, не теряя своего первоначального вида.

Из Китая бумага проникла в Японию, затем через Персию в Северную Африку, на Кипр, в Испанию, Италию, а затем в Х веке во все европейские госу­дарства, в том числе и в Россию.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тряпья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной прямоугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из проволоки. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами грубого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду и просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изготовленной ручным способом, следы, видимые на просвет, поскольку бумажная масса в местах её соприкосновения с проволокой была менее плотной. Эти следы получили название филиграней (от итал. filigrana – водяной знак на бумаге).

В бумаге европейского производства водяные знаки впервые появились в Италии в конце XIII века, а в России – лишь во второй половине XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие контурное изображение, сделанное из тонкой проволоки и прикреплявшееся к дну металлической сетки. На филигранях изображались животные, растения, небесные тела, короны, портреты монархов и т.п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие имя владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бумаги (рис. 13).

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 году. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

Как уже отмечалось, понятие документа основано на дву-единстве информации и материального носителя. Материаль­ные носители оказывают большое влияние на процессы созда­ния, трансляции, хранения и использования документирован­ной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ев пере­дачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения. .

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и но­ситель документированной информации- разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Зашита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физи­ческое поле, в которых информация находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель докумен­тированной информации - это «материальный объект, ис­пользуемый для закрепления и хранения на нем речевой, зву­ковой или изобразительной информации, в том числе в преоб­разованном виде».


Документоведение

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют материальные носители, ис­пользуемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звуко­запись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя её физическую, физико-химическую структуру 1 .

Носители информации самым тесным образом связаны не* только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда- непрерывная эво­люция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобре­тение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (сере­дина I тыс. до Р. X.) первоначально были записаны на бамбу­ковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревян­ными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре берёзы - бе­рёсте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестя­ных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниа­тюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц разме­ром 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подго­товка берёсты к процессу записи была несложной. Предвари­тельно её кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты свора-


1 Столяров Ю. Н. Материальный носитель информации как со­ставная часть документа // Делопроизводство. 2003. № 3. С. 33.

чивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной сто­роны.

На берёсте писали не только в Древней Руси, но и в Цен­тральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамо­ты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берё­сты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавлива­лись слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной ин­формации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеоб­разные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиня­ных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалён­ных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на берё­сте. Известны десятки рукописных книг религиозного содер­жания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечест­венной войны.

Исторически первым материалом, который специально из­готовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. X. стало од­ним из важнейших достижений египетской культуры. Главны­ми преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей ниль­ского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые за-

" Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога //Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.

2 Истрин В. А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980. С. 20-24.


Документоведение

тем склеивали в полосы длиной в среднем до Юм (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зави­симости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус " использовался не только в Древнем Египте, но и в других " странах Средиземноморья, причём в Западной Европе- » вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в на­чале XX в.

Другим материалом растительного происхождения, исполь­зовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Цен­тральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была < тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумаж­ного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получив­шим широкое распространение в эпоху древности и средневе­ковья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, про­изводившегося лишь в Египте, пергамент можно было полу­чить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей " обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось вы­делывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог ^ поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент ста- -ли изготавливать только в XV столетии, а до этого его приво- " зили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был ".}. гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный не- * достаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Материальные носители документированной информации

Бумага

Бумага (от итал. "ЬатЬа§1а" - хлопок) была изобретена в Китае во II веке до Р. X. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершен-твовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревь­ев, ивы, а также пеньку и тряпье.

" Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секре­ты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вы­везены за пределы страны - в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в XII в. - ив Европе. С XIII в. бумага стала производиться в Италии, в XIV в. - в Гер­мании, в XV в. - в Англии.

На Руси использование этого нового материала для письма началось в XIV веке. Первоначально бумага была привоз­ной __сначала с Востока, а затем из Западной Европы: италь­янская, французская, немецкая, голландская. В период правле­ния Ивана Грозного в России была построена первая «бумаж­ная мельница» близ Москвы, действовавшая, впрочем, недол­го. Но уже в XVII столетии в стране работало 5 бумаго­делательных предприятий, а в XVIII веке - 52".

Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи меж­ду растительными волокнами с последующим их тесным пере­плетением между собой («сволачиванием») в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тря­пья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной пря­моугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из прово­локи. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами гру-

Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М, 1972. С. 9.


Документоведение

бого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изгот ленной ручным способом, следы, видимые на просвет, скольку бумажная масса в местах её соприкосновения с про" локой была менее плотной. Эти следы получили название лиграней (от итал. «г1Н§гапа» - водяной знак на бумаге).

Самый ранний, известный к настоящему времени водя знак, японский по происхождению, относится к 758 г. В бу европейского производства водяные знаки впервые появилис" Италии в конце ХШ века, а в России - лишь во второй полов XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие турное изображение, сделанное из тонкой проволоки и при лявшееся к дну металлической сетки. На филигранях и* лись животные, растения, небесные тела, короны, портреты нархов и т. п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бум

К настоящему времени известно около 175 тыс. фили ней, сделанных в разное время на бумажных мельницах нуфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а т~ одним из средств защиты от подделки документов.

И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежне - широко применяется для изготовления ценных бумаг, дене ных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, сви тельств и т. д.). Современные водяные знаки представляют бой различные полутоновые или штриховые геометричес узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на прос или при разглядывании бумаги под различными углами. Во ные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в в~ регулярных узоров - линий, решёток и т. п.), но могут раз; щаться и в строго определённых местах, представляя ее локальные (фиксированные) водяные знаки 1 .

Между тем бумажное производство совершенствовалось постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был бретён ролл - механизм для измельчения волокон. Франк ский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ I

" Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44.

Материальные носители документированной информации

беливания тряпья хлором, способствовавший улучшению ка­чества бумаги. А в 1798 г. француз Н. Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бу­мажной фабрике. В настоящее время принцип действия бума­годелательных машин остаётся таким же, что и сотни лет на­зад. Однако современные машины обладают гораздо большей производительностью.

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного произ­водства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бу­мажного носителя информации. С 1950-х гг. в производстве бу­маги стали применяться полимерные плёнки и синтетические во­локна, в результате чего появилась принципиально новая, синте­тическая бумага - бумага-пластикат. Она отличается повышен­ной механической прочностью, стойкостью к химическим воз­действиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластич­ностью и некоторыми другими ценными качествами. В частно­сти, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздира­ние ив 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы. Такая бумага может использоваться для изготов­ления чертежей, географических карт, репродукций и т. д. К при­меру, для изготовления географических карт используется смесь хлопковой целлюлозы (40 %) и полиэфирных волокон. Такой бу­маге не страшны ни дождь, ни снег. Однако полная замена расти­тельных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхно­сти бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная компози­ция 1 .

При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степе­нью отделки поверхности и т. п.

Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы. М., 1972. С. 103, °9; Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986. С. 115.


Документоведение

Любая бумага, изготовленная традиционным способом, ха- растеризуется определёнными свойствами, которые необходи- " мо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся:

- композиционный состав, т. е. состав и род волокон (цел- : люлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. во­локна), их процентное соотношение, степень размола;

-масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса, выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/м 2 ;

- толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);

- плотность, степень пористости бумаги (количество бу-" мажной массы в г/см 5);

- структурные и механические свойства бумаги (в.част­ности, направление ориентации волокон в бумаге, светопрони­цаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т. п.);

- гладкость поверхности бумаги;

- белизна;

- светопрочность;

- сорность (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.

В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковоч­ная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документ­ная, афишная и билетная, этикеточная и т. д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/м 2 и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется га­зетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/м 2 и изготавливается на основе древесной целлю­лозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бума­га (от 85 до 160 г/м 2). Писчая бумага (от 45 до 80 г/м 3) изготав­ливается из целлюлозы или с добавлением небольшой части древесной массы. Широко используется в делопроизводстве, для изготовления бланков и других унифицированных доку­ментов, а также для бумаги потребительских форматов, школьных тетрадей и т. п. продукции. Для печатания художе­ственных гравюр применяется эстампная бумага. Для техни-

Материальные носители документированной информации

ческого документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на осно­ве механически обработанного тряпья.

Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется так называемая документная бумага, устойчивая к механиче­ским воздействиям. Она изготавливается на основе льнопень-ковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Кроме того, в состав такой бумаги могут вводиться специаль­ные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волок­на бывают видимыми в обычном свете или только при осве­щении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включа­ются также полимерные полоски или нити, которые могут вы­ходить на поверхность бумаги или внедряться в неё. При необ­ходимости в бумагу могут включаться также частицы различ­ной формы с разнообразными оптическими эффектами, могут вводиться химические реактивы, которые обнаруживаются только специальными детекторами.

В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Гознака» и делится по своему назна­чению на три группы:

1) бумага, изготавливаемая для государственных организа­ций (для банкнот, паспортов, удостоверений граждан, акциз­ных, почтовых и коллекционных марок);

2) для государственных и корпоративных ценных бумаг (облигации, акции, векселя и т. п.);

3) фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными в том числе и по заявке заказчика 1 .

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял девятнадцать её форматов. Но одновременно существовали многочисленные

1 Подробнее см.: Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М., 1972; Книга: Энциклопедия. М, 1999. С. 120-122; Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44-45.


Документоведение

форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фаб- ;| рик и исходя из пожеланий потребителей. После прихода к вла­сти большевиков и принятого ими решения о переходе к метрик \ ческой системе форматы бумаги в 1920-е гг. были упорядочены,^ а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бу»;| маги. Потребительские форматы». В основу новых форматов?! была положена система размеров бумаги, впервые предложен ная Германской стандартизационной организацией БГЫ пр* мерно в 1920 г. В 1975 г. эта система стала международны^ стандартом (180 216), будучи принята Международной орг зацией по стандартизации 1 . Она действует и в России.

Стандарт 180 216 состоит из трёх серий: А, В и С. В качестве]] основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бума имеет ширину, равную результату деления его длины на кореи квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (АЙ|| равна 1м 2 , а его стороны составляют 841x1189мм. Остальные! форматы получаются путём последовательного деления пополам; предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В1 результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, ую- Ц зываюшей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата АО.

Форматы А-серии 180 216 (в мм):

АО -841x1189; А1- 594x841; А2 -420x594; АЗ -297x420; А4 -210x297; А5 -148x210; А6-105x148;

А7 -74x105 А8 - 52x74; А9 - 37x52; А10 -26x37 АН -18x26 А12 -13x18 А13 -9x13.

Графически соотношение стандартных форматов бумаги представлено на рис. 1.

1 Илюшенко М. П., Кузнецова Т. В. Формуляр документа. М., 1986. С. 45, 50; Кун М. Бумажный алфавит: А, В, С // РиЬН$Ь. 2000. № 2. С. 58.

Материальные носители документированной информации

Книга эпохи античности принципиально отличается от книги, созданной в годы Средневековья. Разница заключается не только в смысловой нагрузке и тематике. Главным образом отличаются друг от друга материалы, на которых писали, а также орудия, которыми писали. Потому сейчас мы детально рассмотрим, какой материал для письма в был наиболее популярным, на чем писались книги и что для этого было необходимо.

Переход от античности к феодализму

Рабовладельческое в историческом контексте предстает пред нами как свободномыслящее, развивающееся, образованное. Потому и множественные письменные памятки, датируемые этой эпохой, являются не просто древними пиктограммами и ребусами, а полноценными документами и сочинениями, написанными на мертвых ныне языках. Однако в те годы грамотности были обучены лишь самые богатые люди. Для написания они использовали папирус - так сказать, твердую бумагу, которая перевозилась в Европу из Египта. С наступлением этот материал для письма утратил свою актуальность, прежде всего, потому, что разладились отношения с Востоком. Потому, начиная с третьего века, люди переходят на пергамент.

История зарождения новой основы для письма

После того как разладились отношения с Египтом, в Сицилии стали изготавливать свой папирус. Но этот материал для письма едва мог удовлетворить требования итальянских канцелярий. Он был желтым, ломким, слишком пористым и не подходил для письма пером. Тогда европейцы обратились к изобретению жителей Малой Азии, которое появилось во до н. э. Это были недубленые сыромятные шкуры животных, на которых ранее записывали откровения Ветхого Завета евреи. Изобретение принадлежало царю Пергаму Эвмену Второму, откуда и взялось его название.

Пергамент использовался как материал для письма в раннее Средневековье наиболее широко. Он распространился по всей Европе, включая и стал основной для множества религиозных книг и светских трактатов.

Универсальность пергамента

Получается, что пергамент - наиболее используемый материал для письма в раннее Средневековье. На такой основе мы находим грамоты, дипломы, диптихи, трехлистные книжечки с указаниями и даже личные блокноты феодалов и прочих представителей высшего света. Для того чтобы сделать блокнот, в то время достаточно было сложить листок пергамента в только раз. Он был мягким, универсальным и при этом не мялся. Для создания более значимых записей набиралось множество листков пергамента, которые подшивались, как современные книги. В таких сборниках писались религиозные тексты, законы, государственные установки и прочее.

Новая библиотека

Новый материал для письма в раннее Средневековье дал толчок для развития принципиально новой системы ведения документации и составления книг. Пример первый - это библиотека. В античном мире она представлена нам в виде многочисленных свитков, которые хранились на полках. В такой пучине папируса найти нужную информацию было крайне проблематично. В средние же века мы видим полки, заставленные книгами, каждая из которых имеет обложку. Благодаря такой титульной странице можно определить, какого рода информация содержится внутри. Второй пример - это мебель (как ни странно). Античные мудрецы творили на пюпитрах, а средневековые феодалы и священники начали впервые писать за столом. Такое изобретение, как пергаментная книга, стало настоящей находкой для общества. Все утверждали, что ее удобно держать, приятно читать, а самое главное - найти нужную информацию можно в кратчайшие сроки.

Хранящие тайны палимпсесты

Неужели пергамент - единственный материал для письма в раннее Средневековье? Ответ на этот вопрос отчасти отрицательный. Дело в том, что на шкурах животных имели честь писать лишь в то время как бедные не были в состоянии позволить себе такое удовольствие. Потому среди них стали пользоваться популярностью палимпсесты. Так назывались папирусные листки, с которых стирали старые тексты, а затем наносили на них новые. Чернила соскабливали ножами, пемзой, выжигали, вымачивали - словом, способов было невероятно много. После таких процедур текст был полностью утрачен. На папирусе составлялись новые записи, ценность многих из которых не так велика, как уничтоженных предшественников.

Предок бумаги

К 10 столетию письмо в раннем Средневековье переходит на новый уровень. В годы эмиграции в Европу арабов тут появилась бумага, которая была гораздо дешевле пергамента и удобнее в использовании. Но тип ее производства принципиально отличался от современного. Листы получались путем раздавливания специальным прессом льняного тряпья, которое после просушивалось нарезалось. Бумага не была такой хрупкой и ценной, как папирус, потому стали ее, как и пергамент, оформлять в книги, делать из нее грамоты, дипломы и простые тетради.

Древнейшим материалом, использовавшимся для письма, был камень. Именно на камне создавались древнейшие рисунки, высекались петроглифы. В глубину тысячелетий уходит и обычай писать на глиняных табличках . На таких табличках, пока они были мягкие и влажные, можно было выдавить любые знаки или рисунки. Затем таблички обжигались в печи или высушивались на солнце. Если текст занимал несколько табличек, их укладывали в нужном порядке в деревянный ящик – это своего рода глиняная книга. На гл. табличках писали в южном Междуречье в 3 – 2 тыс. до н.э. В древнем Египте, а затем и во всем античном мире, наиболее распространённым материалом для письма был папирус . Папирус чаще всего использовался в виде свитков, позже – в виде скрепленных между собой по одному краю страниц, подобно современной книге. Изготовление папируса продолжалось вплоть до 1 тыс. н.э. Папирус был не единственным материалом для письма растительного происхождения. В некоторых регионах писали на высушенных пальмовых листьях . В Китае для письма использовались бамбуковые дощечки . На Руси использовали для письма использовали бересту – кору березы. В Древнем Риме широкое распространение получил обычай писать на восковых табличках . Это деревянные или костяные прямоугольные коробочки с невысокими бортами, внутрь которой тонким слоем заливался тонкий воск. Тексты на таких табличках был недолговечным, т.к. воск боится высоких температур. Но отдельные образцы римского письма на воске все же дошли до нашего времени. Просуществовали эти таблички до эпохи Средневековья. Пергамен – самый популярный и наиболее универсальный писчий материал поздней античности и средневековья. Название идет из города Пергамена, где технология производства пергамена была доведена до совершенства. Для его изготовления использовались шкуры овец, свиней, телят и коз.. Пергамен использовался как в виде свитков, так и в виде сшитых с одного края листов. На Руси вместо термина «пергамен» использовались названия «кожа» или «харатья». Пергамен был долговечным материалом для письма, не боялся перепада температур и влажности, хорошо держал чернила и краски с обеих сторон листа. Пергамен можно было использовать несколько раз; с этой целью текст с него соскабливался и поверхность заново шлифовалась. Такие рукописи называются палимпсестами.

Бумага была изобретена в Китае во IIвеке н.э. Её изобретателем считается мастер Цай Лунь. Свою первую бумагу он изготовил в 105 г. путем смешивания мелко размолотой массы из шелковых коконов, пенки, тряпок и древесной золы, с водой. После смешивания массу размещали на сите и высушивали на солнце. Полученные листы получались очень прочными и эластичными, хорошо держали чернила и тушь. Технология изготовления бумаги начала быстро развиваться. В VIв. бумагу стали производить в Китае и Японии, в XI в. она попала к арабам. Европейский способ производства бумаги отличался от китайского. В 1150 г. Бумага попала в Испанию. Здесь её вырабатывали на бумажных мельницах из льняных тряпок со всевозможными добавками. Мелко перемолотые волокна вываривали и откидывали на сетку. Отжимали, проклеивали, высушивали и выравнивали. По своим свойствам бумага долго уступала пергаменту. Она была рыхлой, серой, чернила на ней расплывались. Только к XVIв. качество европейской бумаги существенно возросло, её цена стала приемлемой, и она получила широкое распространение. До рубежа XVIII – XIXвв. производство бумаги было ручным. В 1799 г. французом Л. Н. Робером была изобретена первая полуавтоматическая бумагоделательная машина. На Руси бумага стала известна в XIVв. Она была скорее всего иностранного происхождения. Первое собственное бумагодельное производство появилось во второй половине XVIв. в деревне Вантеевой и принадлежало помещику Савину. В XVIIв. существовало уж несколько бумажных производств. Одно из них было заложено в 1655 г. Патриархом Никоном. Высокого качества бумага появилась при Петре I, когда в селе Красное-Капорское в 1716 году была открыта бумажная мануфактура с привезенным из-за границы оборудованием.



Орудия письма:

· Кисточка – использовалась при нанесении наскальных рисунков;

· Зубило и молоток для нанесения письма на камень;

· Кисточки для папируса;

· Стилус, стило – костяные, деревянные или металлические палочки для письма на восковых дощечках;



· Гусиное перо. Начало с эпохи раннего средневековья – основное орудие письма. Для письма годилось всего несколько перьев из крыльев гуся. Перо специальным образом затачивалось и расщеплялось. Перья быстро изнашивались и требовали замены. Долгое время основным поставщиком гусиного пера была Россия. Вся мировая худ. Литература написана гусиным пером. Использовались еще лебединые и павлиньи перья, но очень редко.

· Металлическое перо было изобретено в XVIII, широкое распространение в XIX веке. К началу ХХ века железное перо вытеснило гусиное.

· Чернильная поршневая ручка изобретена в ХХ веке. Казалась тогда чудом техники.

· Шариковая ручка появилась после ВОВ.

Краски и чернила. Краски были природного происхождения. Чернила – отвар ольховой или дубовой коры с добавлением сажи. Они имели буроватый оттенок. Современные чернила полностью химические.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: