История ионы и кита для детей. Сценки на библейские сюжеты

Животное, чаще всего подвергавшееся насмешкам со стороны критиков Библии, — это, несомненно, большая рыба, проглотившая Иону. Она вполне могла быть китом.

В King James Version новозаветное греческое слово ketos так и переводится (Мф. 12:40), однако само по себе оно означает просто огромную рыбину.


(Матф.12:40)

Слово, использованное в ветхозаветном рассказе об Ионе (евр. dag ), обычно обозначает рыбу, но здесь оно видоизменено в gadol , что означает «большая рыба ».


(Ион.2:1)

В библейской таксономии кит — безусловно, большая рыба (а не «зверь земной», как называют других крупных диких млекопитающих), но существуют и другие большие рыбы (например, китовая акула). Это могла быть и ныне вымершая рыба, или даже рыба, предусмотренная Богом специально для этого случая.

По крайней мере, критики явно неправы, когда утверждают, что пищевод кита недостаточно велик, чтобы человек мог пройти через него в желудок. Пищеводы некоторых видов китов, а также китовой акулы, как, возможно, и других китовых, достаточно велики для этого.

Более того, история современных китобойных флотилий уже зафиксировала несколько случаев, подобных тому, что произошел с Ионой, когда люди были проглочены китами и все же выживали.

Тем не менее, случившееся с Ионой — несомненно, чудо, поэтому в привлечении естественнонаучных параллелей нет необходимости.

Сказано, что оно подобно смерти и воскресению Христа; сам Иона свидетельствовал, что утонул и его душа находилась в шеоле (эквивалент ада, место пребывания отошедших в вечность духов); его тело было проглочено рыбой, а затем оживлено Богом и извергнуто из чрева рыбы (Иона 2:2,5,6,10) в ответ на молитву Ионы.

Избавление Ионы было великим чудом творения, но еще большим чудом было всеобщее обращение города Ниневии после того, как Иона проповедовал там покаяние и веру в истинного Бога-Творца.

Иона сын Амафиина

Ниневия была великим городом к северо-востоку от Израиля. Бог повелел Ионе, сыну Амафиину, пойти в Ниневию и возопить против беззаконий ниневитян. Иона не хотел идти в Ниневию. Очевидно, он хотел разрушения этого города, он боялся, что если он будет проповедовать там, люди могут покаяться, и Бог пощадит их от истребления.

На первый взгляд покажется странным, почему Иона не хотел проповедовать в Ниневии. Но причина проста. В то время Израиль переживал период благоденствия, а Ниневия была ближайшим большим городом, который мог бы стать угрозой для Израиля. Поэтому Ионе было бы очень приятно, если ниневитяне остались бы в своем нечестии, так чтобы Бог истребил их.

Вместо того, чтобы идти в Ниневию, Иона пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис. Он отдал плату за поездку и взошел на корабль, чтобы бежать от Господа.

3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.
(Ион.1:3)

Фарсис был в противоположной стороне от Ниневии.

Богу это было неугодно, и Он навел на море сильный ветер, и тогда корабельная команда испугалась за свои жизни. Иона признался, что он пытался убежать от Господа, и корабельщики бросили его в море, после чего яростный ветер утих (Иона 1:4-15).

Бог послал большую рыбу проглотить Иону.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
(Ион.2:1)

Иона провел в чреве этой огромной рыбы три дня и три ночи, а потом Бог повелел рыбе извергнуть Иону на сушу. После этого Иона проповедовал в Ниневии, говоря:

“Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена.” (Иона 2:1,11; 3:1-4).

В результате проповеди Ионы Ниневия была спасена.

5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
(Ион.3:5-10)

Иисус сын Бога

Пребывание Ионы в чреве большой рыбы в течение трех дней и ночей было прообразом трех дней и ночей, проведенных Иисусом в гробнице.

Иисус сказал:

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
(Матф.12:40)

Имея в виду этот рассказ об Ионе, мы рассмотрим соответствия между ним и Христом.

+ Имя Иона значит “голубь ”, символ смирения и доброты. Иисус смирен и добр.

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
(2Кор.10:1)

Так Он изображен для нас:

“как овца, веден был Он на заклание; и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис. 53:7; Деян. 8:32).

Когда Иисус крестился, Святой Дух сошел на Него в телесном виде, как голубь, и пребыл на Нем.

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Лук.3:22)

32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
(Иоан.1:32,33)

+ Проповедь спасения

После того как рыба извергнула Иону на сушу, он объявил грешной Ниневии о мщении Божьем, говоря:

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена !
(Ион.3:4)

Эта проповедь принесла Ниневии спасение.

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
(Ион.3:10)

Подобным же образом, Иисус провозглашал грешному миру мщение Божье.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Мар.9:42-46)

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
(Лук.13:13)

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
(Деян.3:22,23)

Проповедь Иисуса принесла спасение всем повинующимся Ему.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
(Матф.16:16)

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук.19:10)

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(Тит.2:11-14)

+ Грехи

За свои собственные грехи Иона отдал себя, чтобы спасти команду корабля.

12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
(Ион.1:12)

Иисус отдал Самого Себя, но не за Свои грехи, ибо Он…

22 Он не сделал никакого греха , и не было лести в устах Его.
(1Пет.2:22)

Иисус положил Свою жизнь за грехи этого мира, чтобы спасти его.

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
(Иоан.10:17,18)

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
(Иоан.3:17)

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2Кор.5:21)

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1Пет.2:24)

+ Вернулся на третий день

Иона провел в чреве огромной рыбы три дня и три ночи. Затем Иона вышел оттуда и провозгласил Ниневии послание от Бога.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
(Ион.2:1)

11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
(Ион.2:11)

1 И было слово Господне к Ионе вторично:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
(Ион.3:1-4)

Иисус восстал из мертвых на третий день.

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
(Матф.12:38-40)



48 Вы же свидетели сему.

(Лук.24:46-49)

Он вышел из гробницы и явился многим.

9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
(Мар.16:9)

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
(1Кор.15:1-8)

После Своего воскресения Он проповедовал и повелел апостолам идти по всему миру и проповедовать евангелие всякой твари.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)



17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
(Мар.16:15-20)

1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
(Деян.1:1-3)

+ Спасение

Если бы не проповедь Ионы, Ниневия была бы разрушена. Ниневитяне покаялись после того, как услышали слово Божье от Ионы.

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
(Ион.3:10)

Сегодня люди спасаются проповедью евангелия.

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:46-49)

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:13-17)

21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
(1Кор.1:21)

Как Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы, так и люди сегодня остаются духовно потерянными; вечную погибель обретут те, кто отказываются внять евангелию Христову и повиноваться Ему.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим.1:16)

6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
(2Фесс.1:6-9)

28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Евр.10:28-31)

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес,
(Евр.12:25)

9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
(2Пет.3:9)

+ Евангелие не есть мертвая буква, но слово, которому мы должны внимать и повиноваться.

ИОНА Мат. 12:38-40

  • Имя Иона значит “голубь”, символ смирения и доброты
  • Иона провозгласил грешной Ниневии мщение Божье (Иона 3:4)
  • Проповедь Ионы принесла Ниневии спасение (Иона 3:10)
  • Иона пожертвовал собой (Иона 1:12)
  • Иона пожертвовал собой, чтобы спасти корабельщиков, за свои собственные грехи (Иона гл. 1)
  • Иона провел в чреве рыбы три дня и три ночи (Иона 2:1)
  • Иона вышел из чрева рыбы (Иона 2:11)
  • Иона, после того как вышел из чрева рыбы, проповедовал в Ниневии (Иона гл. 3)
  • Ниневия была спасена проповедью Ионы (Иона 3:10)
  • Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы

ХРИСТОС Мат. 12:38-40

  • Иисус был смирен и добр (2 Кор. 10:1; Ис. 53:7; Деян. 8:32). Дух сошел на Него в виде голубя (Мат. 3:16)
  • Иисус провозгласил мщение Божье против грешного мира (Мар. 9:42-46; 16:16; Деян. 3:22,23)
  • Иисус принес миру спасение (Мат. 11:28-30; Мар. 16:16; Лук. 19:10; Тит. 2:11-14)
  • Иисус пожертвовал Собой (Иоан. 10:17,18; 2 Кор. 5:21)
  • Иисус пожертвовал Собой за грехи этого мира ради спасения этого мира (Иоан.3:17; 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:24)
  • Иисус был в гробнице три дня и три ночи (Мат. 12:38-40; 16:18-21; Лук. 24:21,46-49)
  • Иисус вышел из гробницы (Мар.16:9; 1Кор.15:1-8; Рим. 1:4)
  • Иисус проповедовал после Своего воскресения и повелел проповедовать Своим апостолам (Деян. 1:1-3; Мат. 28:18-20; Мар. 16:15-20)
  • Люди спасаются проповедью евангелия (1 Кор. 1:21; Рим. 10:13-17; Мар. 16:15,16; Лук. 24:46-49)

История пророка Йунуса уникальна, он был брошен в море и проглочен гигантской рыбой. Находясь в её чреве, он взмолился Аллаху и попросил у Него помощи. Всевышний спас его от гибели и сохранил ему жизнь, приказав рыбе выбросить Йунуса на берег.

В хадисе, который мы рассмотрим, содержится информация, дополняющая историю Йунуса в Коране и разъясняющая, что стало причиной, из-за которой Йунус попал под гнев Всевышнего, и почему он отправился в плавание на корабле вдали от своей семьи и своей родины.

Текст хадиса

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Йунус (мир ему) пообещал своему народу, что на них падёт кара и придёт она через три дня. Тогда они отделили каждого ребёнка от его родительницы, вышли, воззвали к Аллаху и просили у Него прощения, и удержал Аллах от них Своё наказание. Йунус же тем временем пребывал в ожидании кары от Аллаха, но ничего не видел.

В [то время] было так, что если кто-то лгал, и у него не было доказательства [своим словам], то его убивали. Рассердившись, Йунус отправился прочь, пока не дошёл до людей, плавающих на корабле, они узнали его и взяли с собой.

Когда он взошёл на судно, то оно начало плыть очень медленно, в то время как другие суда проплывали справа и слева от них. Йунус сказал: «Что с вашим кораблём?», моряки ответили: «Не знаем». Йунус сказал: «За то я знаю. На корабле есть раб, который убежал от своего хозяина, и клянусь Аллахом, она не поплывёт, пока вы его не выбросите». Люди сказали: «О пророк Аллаха, что касается тебя, то клянёмся Аллахом, тебя мы не бросим». Йунус (мир ему) сказал: «Бросьте жребий, на кого выпадет, тот и будет брошен». Они бросили жребий трижды, и всегда выпадало на Йунуса (мир ему). Он бросился [в море], и за ним был отправлен кит, проглотивший его после падения. Затем кит направился к основанию земли, и Йунус (мир ему) услышал, как камни прославляют Аллаха. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых» (21.Аль-Анбия: 87). Он пребывал во мраке китового брюха, в морском мраке и во мраке ночи.

Всевышний Аллах сказал: «Если бы его не постигла милость Господа, то он был бы выброшен на открытую местность постыженным» (68.Аль-Калям: 49).

Ибн Масуд сказал: [«После того, как по воле Аллаха он был выброшен на берег], он напоминал общипанного цыплёнка, у которого нет перьев. Аллах взрастил над ним тыквенное дерево, и Йунус укрывался в его тени и питался его плодами. Дерево высохло, и он заплакал о высохшем дереве, и Аллах внушил ему в Откровении: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»

Тогда Йунус отправился в путь, [по пути] он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его: «Откуда ты, юноша?»

Он ответил:

Я из народа Йунуса.

Йунус сказал:

Передай им приветствие и сообщи им, что ты встретил Йунуса.

Юноша сказал:

Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства [своим словам], то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?».

Йунус сказал:

Твоими свидетелями будут вот это дерево и вот этот участок земли.

Юноша сказал Йунусу:

- [Тогда] прикажи им.

[Обращаясь к дереву и участку земли,] Йунус сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».

Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые защищали его. Он пришёл к царю и сказал: «Я встретил Йунуса, и он передал вам приветствие». Тогда царь приказал казнить его, но братья сказали: «У него есть доказательство». Царь отправил с ним людей, и они вместе пришли к тому дереву и участку земли. Юноша сказал: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?», они сказали: «Да». Поражённые этим люди возвращались со словами: «За тебя свидетельствуют деревья и земля». Они пришли к царю и рассказали ему об увиденном. Тогда царь взял руку юноши, посадил его на свой трон и сказал: «Ты более достоин этого, чем я». Этот юноша правил народом на протяжении сорока лет».
Источники хадиса
Этот хадис привел ибн Абу Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (11/541), номер хадиса 1195, в книге «О достоинствах Йунуса». Ас-Суюты привел этот хадис в книге «ад-Дурру аль-мансур» (7/123) с ссылкой на «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы и на «аз-Зухд» Ахмада, а также он привёл ссылку на Абда ибн Хумайда, ибн Джарира, ибн Мунзира, ибн Абу Хатима. Во всех указанных иснадах хадис передаётся со слов ибн Масуда (да будет доволен им Аллах). Аль-Хафиз ибн Хаджар также привёл хадис от ибн Масуда, но не полностью, а также он указал на достоверность риваята, который передал ибн Абу Хатим. (См. «Фатх аль-Бари», 6/452). Шейх Ибрахим аль-Али назвал этот хадис достоверным в книге «аль-Ахадису ас-сахиха мин ахбари ва кысас аль-анбия» (стр. 122, номер 177).

Толкование хадиса

Йунус ибн Матта (мир ему) был пророком и посланником. Так же, как и другим пророкам, Аллах дал ему Откровение.

«Йунус (Иона) также был одним из посланников» (10.Йунус: 139).

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону).Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (4.Ан-Ниса: 163).

Йунус был благодетельным и праведным человеком, которых Аллах избрал среди других людей этого мира. Всевышний сказал: «А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». (6.Аль-Ан`ам: 86)

Аллах (Велик Он и Славен) сообщил нам, что Йунус в гневе покинул свой народ. «Помяни также человека в рыбе, который ушел в гневе…» (21.Аль-Анбия: 87) В пути он сел на нагруженный корабль: «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль». (37.Ас-Саффат: 139-140)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, почему Аллах назвал Йунуса «сбежавшим» и почему он ушёл в гневе. Причина была в том, что он пообещал своему народу, что на них падёт божья кара. Это было после того, как они долгое время оставались в неверии относительно миссии пророка Йунуса. Он предсказал им, что наказание придёт к ним по истечении трёх дней. Когда же они осознали, что наказание непременно обрушится на них, то принесли искреннее покаяние, обратились к своему Господу и вернулись к покорности Ему. Они сожалели о том, что не верили пророку Аллаха и поступили так, как об этом сообщил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в данном хадисе. Они отделили матерей с детьми, как среди людей, так и среди животных, затем они вышли из своих домов, воззвали к Аллаху громкими голосами, и смешались их голоса в молитве к Господу миров. Таким способом они стремились довести свою молитву и получить ответ. Рыдали матери как среди женщин, так и среди животных. Рыдали и их дети, зовущие своих матерей. И Аллах удержал Своё наказание от этого народа.

Ибн Касир сказал: «Ибн Масуд, а также Муджахид, Саид ибн Джубейр и многие другие из числа ранних и поздних учёных говорили, что когда Йунус вышел из селения своего народа, они убедились в том, что наказание действительно придёт. Тогда Аллах вложил в их сердца покаяние и сожаление о том, как они вели себя со своим пророком, они оделись во вретище, отделили каждое животное от детёныша и поспешили предстать перед Аллахом, подняли свои голоса и взмолились Ему, проявив перед Ним свою нужду и беспомощность. Плакали мужчины, рыдали женщины, рыдали сыновья и дочери, голосили козы, верблюды и их потомство, мычали коровы и телята, овцы блеяли вместе со своими ягнятами. Это был час великого раскаяния. Своей силой и могуществом Аллах остановил наказание, проявив к этому народу Свою доброту и милость. Он удержал наказание, которое было обусловлено их неверием, и уже витало над их головами, подобно куску мрачной ночи, готовому пасть на их головы по приказу их Господа. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». (10.Йунус: 98)

Господь сообщил нам, что Иман (Вера) помог народу Йунуса даже после того, как наказание уже спустилось и было готово поразить их. Аллах удержал его после того, как они изменили своё положение.

По прошествии трёх дней, о которых Йунус предупредил свой народ, он пришёл, чтобы посмотреть на то, как Аллах поступил с ними. По всей видимости, он удалился от них и не знал о том покаянии, которое принес Аллаху его народ. Когда он посмотрел на город, то увидел, что с его жителями всё в порядке, и это разгневало его. Закон этого народа гласил, что лжеца нужно казнить, тогда он ушёл из этой местности, убегая от своего народа и опасаясь смертной казни.

Он шёл, пока не пришёл к берегу моря. При рассмотрении аята можно сделать вывод, что уход от своего народа был совершён Йунусом без позволения Аллаха, и поэтому Всевышний описал его словом «а̀бик», что значит «беглый раб». «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал (абака)на переполненный корабль» (37.Ас-Саффат: 139-140)

Йунус должен был удовлетвориться установлением Аллаха (Велик Он и Славен) и полностью смириться с Его решением. Раб Аллаха не имеет права гневаться на деяния своего Господа. Йунус также не имел права покинуть свой народ без позволения Аллаха, поэтому Всевышний запретил нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) поступать так же, как в своё время поступил «человек в рыбе». «Потерпи же до решения твоего Господа и не уподобляйся человеку в рыбе» (68.Аль-Калям: 48). «Человеком в рыбе» (Сахиб аль-хут) был пророк Йунус. Аллах назвал его так, потому что Йунус был проглочен рыбой.

Когда Йунус прибыл к берегу моря, то встретил там людей, плавающих на корабле. Люди узнали его и по его просьбе взяли его с собой. Когда судно вышло в открытое море, то вдруг остановилось и перестало плыть. Ещё большее удивление вызывало то, что другие корабли беспрепятственно проплывали по правому и левому борту, в то время как этот корабль почти не двигался с места. Йунус (мир ему) понял, что причина остановки заключается в нём. Он сообщил присутствующим на корабле, что причина остановки корабля в том, что на нём находится беглый раб, убежавший от своего хозяина. Под этими словами Йунус подразумевал самого себя. Он сообщил им, что этого раба надо выкинуть за борт, чтобы корабль смог продолжить своё движение подобно другим суднам. Однако люди отказались бросить за борт пророка, потому что знали о том, какое почётное место он занимает у Всевышнего Аллаха и что он один из божьих пророков.

Тогда Йунус сказал им, чтобы они бросили жребий, на кого он падёт, тот и будет выброшен в море. Они бросили жребий, и он пал на Йунуса, но люди не захотели его бросать, и кинули жребий повторно, и снова он пал на Йунуса, они повторили третий раз, но результат был одним и тем же. Об этом жребии и говорится в словах Аллаха: «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим». (37.Ас-Саффат: 141)

Когда Йунус увидел это, то сам кинулся с корабля в воду. Как только Йунус упал в морскую воду, то его сразу проглотила внезапно появившаяся рыба огромных размеров. Вероятно, люди находившиеся на корабле видели, как рыба проглотила Йунуса, и были убеждены в его гибели, потому что еще никто не слышал, чтобы раньше кто-то остался в живых после того, как был проглочен рыбой. «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания». (37.Ас-Саффат: 141-142)

Он был достоин порицания за то, что гневался на отсутствие кары, которая должна была постигнуть грешников, и за то, что покинул свой народ без позволения Аллаха.

Всемогущий Аллах велел рыбе не губить праведного раба Йунуса. Рыба опустилась на дно моря, и Йунуса окутала тройная мгла: мрак моря, мрак чрева рыбы и мрак темной ночи. «Он воззвал из мраков…» (21.Аль-Анбия: 87)

Из чрева огромной рыбы Йунус смог услышать, что подводные камни и животные, которые населяют глубины моря, прославляют Аллаха. Тогда он тоже воззвал к своему Господу, прославил Его, признал свой грех и выразил своё искреннее сожаление о том, что он совершил. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87)

И услышал его молитву Тот, Кто знает явное и сокровенное, Тот, Кто в состоянии защитить от любого зла и устранить любую трудность. Он слышит любой голос, даже если его не слышат другие, знает всё тайное, сколь малым бы оно ни было. Он отвечает на мольбы людей, какими бы большими они ни были. Аллах сказал: «Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих». (21.Аль-Анбия: 88)

Если бы он не принёс Аллаху своё покаяние, если бы он не прославлял Всевышнего и не святил его имя, то нашел бы гибель в чреве рыбы и остался бы там до Судного Дня. «Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (37.Ас-Саффат: 143-144)

После того, как Йунус произнёс свою молитву, Аллах велел рыбе выбросить его на берегу моря, и рыба выполнила приказ Аллаха. Йунус был болен, кожа его была поражена, и в теле его не осталось никаких сил. Аллах сказал: «Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен». (37.Ас-Саффат: 145) Кожа Йунуса была повреждена, так как подверглась воздействию пищеварительной системы рыбы. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил его с общипанным цыплёнком, у которого не осталось перьев.

В том месте, где был выброшен Йунус, Всевышний Аллах вырастил тыквенное дерево. Он сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево». (37.Ас-Саффат: 146)

Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то, что медики и целители говорят о питательной ценности тыквы, она подходит людям со слабым пищеварением, удаляет из тела жар, а сок тыквы хорошо утоляет жажду и помогает при головной боли. Современная медицина подтвердила, что тыква способствует хорошему пищеварению, обладает успокоительными свойствами, действует как мочегонное средство и положительно влияет на мочеиспускательную систему. Тыква также благотворно влияет на дыхательный аппарат, очищает лёгкие и используется для лечения многих болезней.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Йунус укрывался в тени этого дерева и ел его плоды, но через некоторое время дерево высохло. Пророк Аллаха оплакивал высохшее дерево, и Всевышний ниспослал ему Откровение, в котором с порицанием сказал:«Ты плачешь о высохшем дереве, и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»

Когда Йунус выздоровел настолько, что уже мог ходить и двигаться, то отправился в путь. По дороге он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его с какого он племени. Юноша ответил, что он из народа Йунуса, тогда пророк попросил его передать приветствие жителям этого города и сказать им, что он встретился с Йунусом.

Юноша был сообразительным и осторожным, а также прекрасно знал законы и обычаи своего народа относительно лжесвидетелей. Он сказал Йунусу: «Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства своим словам, то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?» Йунус сказал: «Твоими свидетелями будет вот это дерево и вот этот участок земли». Юноша попросил пророка продемонстрировать, каким образом они засвидетельствуют о его правдивости. Тогда Йунус обратился к дереву и земле, и сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».

Всё это произошло по воле и предопределению Всемогущего Аллаха.

Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые имели авторитет и вес в своём народе, и юноша находился под их защитой от любого, кто хотел его обидеть. Юноша пришёл к царю, сообщил ему о встрече с Йунусом и передал ему приветствие от пророка. По всей видимости, жители города были убеждены в гибели Йунуса, тем более, что люди, бывшие на судне, должны были непременно рассказать о том, как он утонул в море, и к тому же был проглочен гигантской рыбой. Жители нисколько не сомневались, что молодой человек врёт, и поэтому царь моментально отдал распоряжение казнить юношу.

Юноша заявил, что у него имеется доказательство, указывающее не правдивость его слов. Тогда царь отправил с ним своих людей. Когда они прибыли к той земле и к тому дереву, которым Йунус велел свидетельствовать о правдивости юноши, молодой человек обратился к ним со словами: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?» Они сказали: «Да».

Люди, поражённые и напуганные происшедшим, вернулись к царю и сообщили то, что слышали. Царь спустился со своего трона, взял юношу за руку и усадил его на своё место, чтобы отныне тот был царём и правил людьми и сказал: «Ты более достоин этого, чем я».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что этот человек правил людьми на протяжении последующих сорока лет, и положение народа под его правлением улучшилось.

Пророк Аллаха Йунус (мир ему) велел юноше передать приветствие своему народу, сообщить им, что он жив, а также приказал земле и дереву засвидетельствовать об этом, чтобы доказать людям свою честность и показать им, что угроза наказания была правдивой и он им не соврал. Всё что произошло - произошло по велению Аллаха (Свят Он и Велик), а свидетельство земли и дерева о правдивости юноши было, в первую очередь, свидетельством об истинности пророчества Йунуса, ибо пророки Аллаха всегда говорят только правду, донося до людей Откровение от Всевышнего.

Собрав воедино все тексты из Корана и Сунны, можно сделать вывод, что впоследствии, после того, как они уверовали, Йунус вернулся к своему народу. В завершении истории о Йунусе, Всевышний Аллах сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево, и отправили его к ста тысячам или даже больше того».(37.Ас-Саффат: 146-147). В этом аяте и идёт речь о народе, из-за которого пророк подвергся порицанию от Аллаха, потому что обуянный гневом Йунус не печалился об их гибели, в то время как число их превышало сто тысяч душ.

История пророка Йунуса в Библии

Эта история имеет место также и в Танахе (Ветхий Завет), ей посвящена целая книга, которая называется «Книга Ионы сына Амафии» (Йунан ибн Амитай). В писаниях иудеев упоминается о нём, как об одном их еврейских пророков.

Нет сомнений, что в этой библейской книге речь идёт о пророке Йунусе ибн Матта. Имена, указанные в этой книге, похожи по звучанию на имя Йунуса, а также сама библейская история повествует о некоторых событиях, о которых говорится в Коране и в хадисах. Но вместе с совпадениями есть и противоречия, которые вызваны искажениями и ошибками, попавшими в Библию.

В некоторых достоверных хадисах сообщается, что этого пророка звали Йунус ибн Матта.

Еврейское имя «Йунан» берёт своё начало от имени «Йунасан», что значит «дар Бога», или, как говорят толкователи Танаха (Ветхого Завета), «Яхве дарует», именем «Яхве» они называют Аллаха.

В Танахе говорится, что родом он был из палестинского города ДжитХафера (Гафхефера). Этот город находится неподалёку от города Насыра (Назарет), на расстоянии трёх милей от него.

В этом городе проживало одно из еврейских племён, которые звались сынами Заблюна (Завулона), поэтому толкователи Торы считают, что Йунан принадлежал к данному племени. Однако эта информация не подтверждается достоверными источниками, и Аллах лучше знает о том, насколько она соответствует действительности.

Писатели Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что пророк Йунус был послан из своего города в Палестине к жителям города Найнава (Неневия), когда среди них распространилось зло и распутство, чтобы предупредить их о том, что Аллах гневается на них и грозит им страшным наказанием. Найново (Неневия) - это большой город в Ираке, который находится неподалёку от Мосула. Йунус, якобы, отказался от поездки в этот город, опасаясь его жителей. Он бросился в бега от Аллаха, сев на корабль в городе Яффа (Иоппия) и отправившись в далёкий город Таршиш (Фарсис). Толкователи Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что этот город находился на дальнем западе в Испании. Но совершенно непонятно, как пророк может думать, что он в состоянии убежать от Аллаха.

Когда корабль вышел в открытое море, то оно заволновалось, забушевало. Возникла опасность, что корабль вот-вот разобьётся, и пассажиры начали выбрасывать всю свою поклажу, чтобы спасти корабль от потопления. Йунус в это время, якобы, спал в трюме, к нему спустился капитан корабля, разбудил его и потребовал, чтобы тот помолился своему Господу и попросил у Него спасти людей, находящихся на корабле от постигшего их бедствия.

Один из присутствующих предложил бросить жребий, не для того, чтобы облегчить вес корабля, а для того, чтобы узнать, кто является причиной их бедствия. Жребий пал на Йунуса, после чего люди стали расспрашивать о нём, кто он и откуда. Это указывает на то, что они не знали Йунуса до того, как он сел на их корабль. Когда же они узнали, что он бежит от лица Господня, то сильно испугались, тогда он велел им выкинуть его в море, чтобы они смогли спастись от божьего гнева, так как Йунус знал, что шторм произошёл из-за него. Люди выполнили его слова и бросили его за борт, после чего он был проглочен китом. В чреве кита пророк находился три дня и три ночи. В Библии написаны слова молитвы, которую Йунус обратил к Господу, но в ней отсутствует мольба, о которой говорится в тексте Корана. Затем Бог велел киту выбросить Йунуса, а самому Йунусу велел пойти в город Найнава (Ниневия), чтобы предупредить его жителей и сообщить им, что через сорок дней их город будет погублен.

Когда жители Найнава узнали о грядущем наказании, то покаялись и уверовали, обратились к Аллаху с молитвами, Он принял их покаяние и смилостивился над ними. Но это огорчило и раздражило Йунуса, потому что Аллах помиловал их. По этому поводу Йунус даже предъявил свои претензии своему Господу за то, что Он простил их. Затем Йунус покинул город и сел с восточной стороны от него в тени палатки, которую он соорудил для себя. Он сидел там и ждал, что же произойдёт с городом. Аллах взрастил над ним тыкву, которая укрывала его своей тенью, чтобы развеять его печаль. Йунус очень обрадовался этой тыкве, но на следующий день после рассвета тыква высохла, потому что Аллах послал червя, который прогрыз её ствол. Пророк огорчился, и Господь упрекнул его за то, что он печалится о высохшей тыкве и не печалится о гибели большого количества жителей Найнава.

В Библии в «Книге Ионы» говорится:

1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. 4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. 7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. 10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. 2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего, 10 а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! 11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

1 И было слово Господне к Ионе вторично: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. 3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. 4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! 5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, 7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». 10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. 2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. 4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? 5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. 6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. 7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. 9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. 10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Примечание к библейскому варианту

Любому, кто будет читать эту историю в Библии после того, как он узнал о ней из Корана и достоверных хадисов, сразу станет заметно, что библейский вариант подвергся значительным искажениям. От Истины в нем осталось немного. Библейская история похожа на руины города, разрушенного до основания, и даже человек, который прежде прекрасно знал этот город, может узнать его только с большим трудом.

Нет сомнений в том, что история Йунуса достоверна, имела место в реальности и не является просто нравоучительной сказкой или притчей, как об этом говорят толкователи Библии. Мы не знаем, является ли правдой то, что Йунус был из Палестины и потом был отправлен в город Найнава (Ниневия), находящийся в Ираке, но мне кажется, что это ошибка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что после Лута (мир ему) Аллах не посылал пророков, которые не были бы родом из народа, к которому они посланы. Как же Йунус мог быть послан к жителям Найнава, если он не был одним из его жителей? При этом Коран ясно и понятно говорит нам, что жители этого города были народом Йунуса:

«Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)?»(10.Йунус: 98)

Разве могли бы они назваться его народом, если бы он был так далёк от них по происхождению?!

Утверждение писателей Библии о том, что Йунус отказался повиноваться приказу Аллаха и идти в Найнава, недостоверно. Не мог Йунус, будучи посланником Аллаха, не подчиняться велениям своего Господа. Утверждение, что он сел на корабль до того, как пришёл в Найнава, тоже неверно. В хадисе ясно говорится, что случай на корабле произошёл только после того, как Йунус покинул свой народ.

В хадисе говорится, что люди, сидевшие на корабле, знали Йунуса, это противоречит библейским источникам. Также из хадиса мы видим, что именно он велел им бросать жребий, а не они сами решили так поступить, как об этом говорится в Библии. И сам жребий, в соответствии с хадисом, они бросали три раза, а не один раз. Также в хадисе говорится, что Йунус сам бросился в море, и моряки не бросали его, как сказано в Библии.

В Библии говорится, что Йунус спал глубоким сном в то время, когда на море бушевал страшный шторм. Это тоже неправильно, более того, в этом есть даже определённое насмехательство над пророком Аллаха, ведь глубокий сон при таких обстоятельствах - явление нечастое даже у простых людей, не говоря уже о таких исключительных и выдающихся людях, как посланники Аллаха.

Коран подтверждает слова Библии о том, что большая рыба проглотила Йунуса, однако в Библии нет ни слова о том, что Йунус слышал, как морские камни возвеличивают и прославляют Аллаха. Молитва Йунуса, о которой упомянуто в Библии, не содержит в себе слов из его настоящей молитвы, о которой нам поведал Священны Коран. Кораническая молитва Йунуса уместна и соответствует положению, а в библейской версии совершенно отсутствует факт покаяния и признания собственной неправоты.

В Коране и достоверных хадисах говорится, что Йунус призвал свой народ (жителей Найнава), но они отказались уверовать. Тогда Йунус предупредил, что на них падёт кара и они погибнут. Так происходит с народами, к которым были посланы пророки, - они не подвергаются наказаниям, пока против них не будет ясного довода. Что касается библейской информации о том, что Йунус, якобы, пришёл для того, чтобы предупредить их о приближающемся наказании Аллаха, которое падёт на них через сорок дней, без каких-либо предварительных наставлений на истинный путь, без пророческой и проповеднической деятельности, то всё это противоречит естественным и правильным взаимоотношениям божьих пророков со своими народами.

Коран подтверждает слова Библии о том, что народ Найнавы покаялся и вернулся к Аллаху. Относительно того, как жители поступили с животными во время покаяния, в Библии содержатся некоторые подробности, которые вполне могут быть правдой. Это косвенно подтверждается рассматриваемым нами хадисом, в котором говорится, что животные были отделены от своих детёнышей. Однако выражение, которое используется в Библии, что Бог «жалеет» или «сожалеет» о бедствии, которое он собирался сделать с людьми, - выражение недостойное, ошибочное и в корне неверное. Сожаление о своих делах - это людской удел, а что касается Аллаха (Велик Он и Славен), то про Него правильным будет использовать такие выражения: «принял покаяние», «помиловал», «простил».

В Библии говорится, что Йунус разозлился из-за того, что Аллах помиловал жителей Найнава и что он, якобы, упрекнул своего Господа за это. Это неверно, на самом деле он разозлился, потому что опасался, что теперь ему грозит смерть, так как божья кара, которую он предрёк своему народу, так и не пала на них, а наказанием за ложь у них была смертная казнь.

Также ошибкой является то, что кара должна была пасть на людей по прошествии сорока дней после предупреждения. Из хадиса мы видим, что на самом деле им было дано только три дня.

В Библии говорится, что Аллах вырастил над Йунусом тыквенное дерево, которое высохло, после чего пророк опечалился. Тем самым, Аллах привёл притчу Йунусу, который опечалился из-за высохшего растения и не опечалился из-за гибели многочисленной общины, число которых превышало сто тысяч душ. Все перечисленное является правдой, в данном событии нарушена только последовательность. На самом деле, из Корана и хадисов ясно, что тыква выросла над Йунусом сразу после того, как он побывал в чреве гигантской рыбы, когда она выбросила его на берег.

В Библии также отсутствуют многие подробности, которые имеют место в Коране и Сунне. Например, Библия не указывает, по какой причине Йунус покинул Найнава. Этой причиной был страх перед смертной казнью за то, что обещанное предсказание не сбылось. В Библии не говорится о болезни Йунуса после выхода из чрева гигантской рыбы и том, как он выглядел после этого. Также в Библии ничего не сказано о юноше, который встретил Йунуса.

Традиционно в праздник святого пророка Божьего Ильи полные храмы народа. Но кроме Ильи Церковью прославлены ещё ряд святых библейских пророков, о существовании которых люди если и знают, то уж практически не почитают.

Один из таковых пророков праздновался 5 октября, это пророк Иона, о котором многие знают легунду, когда пророка проглотил кит.

У пророка Ионы есть несколько замечательных особенностей от других пророков.

1) Святой пророк Иона был современником святого пророка Ильи и жил за 800 лет до Рождества Христова.По преданию, он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его матерью была та благочестивая вдова, к которой Бог послал пророка Илию во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох.

2) Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.
И вот этот пункт очень для нас показателен, что Бог приходит на помощь всем народам. А раз так, то по какому праву Православные храмы отказывают в поминании католиков или даже не христианам если у людей есть потребность к такой молитвы?
Бабушка за свящным ящиком неужели стоит выше Бога и решает за Него? Священник обязан молиться за всех, кто пожелал этой молитвы, будь он хоть католик, хоть мусульманин, хоть иудей, ибо молитва, это просьбв ко Господу, а примет молитву нашу или нет, это решит только Бог, а не бабушки и не батюшки!

3) Наказание за непослушание . Предание гласит, что Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег.

Теперь вопрос, а мог ли кит прглотить целого человека живьём? На многочисленных рисунках, иллюстрирующих этот библейский миф, в качестве проглатывающей Иону „рыбы" изображен огромный синий кит - самое крупное в мире животное. На самом же деле через горло синего кита может пройти лишь маленькая рыбешка; эти гиганты питаются крилем - мелкими креветками. Более подходящей кандидатурой на роль проглотившей Иону „рыбы" был бы кашалот: китобоям приходилось наблюдать, как загарпуненный кашалот в огромных количествах изрыгает недавно проглоченную пищу. Однажды так был извергнут гигантский кальмар длиной 3 м и весом более 200 кг. В горле и желудке кашалота может свободно поместиться взрослый человек.
Кашалот не разжевывает, а глотает жертву целиком или же отрывает от нее крупные куски (например, щупальца гигантских кальмаров). Он способен проглотить попавшего в воду человека. До начала этого столетия, когда охота на китов велась с небольших гребных лодок, случаи проглатывания китобоев во время единоборства с кашалотом были не такими уж редкими.

Удивительная судьба молодого моряка, проглоченного кашалотом и оставшегося живым, стала известна многим, кто прочел в февральском номере журнала «Вокруг света» за 1959 год статью А. Ревина «Один шанс из миллиона». Сам А. Ревин не был свидетелем происшествия, а позаимствовал материал из популярного американского журнала «Естественная история» за апрель 1947 года. Рассказ оказался настолько сенсационным, что он был перепечатан многими нашими газетами, и в течение некоторого времени возможность остаться живым в чреве кита служила поводом для многочисленных споров и обсуждений. Вкратце история сводится к следующему.

В 1891 году один из вельботов китобойного судна «Звезда востока» был разбит и потоплен огромным кашалотом. Когда команда вельбота выбралась на судно, одного из моряков среди них не оказалось. Товарищи решили, что юноша матрос утонул во время катастрофы. Между тем охота на кашалота продол жалась с других лодок, и наконец кит был убит. На следующее утро приступили к его разделке. Каково же было удивление китобоев, когда, разрезав желудок добытого кашалота, они обнаружили в нем своего пропавшего товарища. Причем не полупереваренные останки, а живого человека. Правда, пострадавший находился в бессознательном состоянии, и врачу удалось только через месяц привести его в чувство, но матрос остался живым. Более того, он не оставил свою профессию. Как свидетельство страшного происшествия кожа на не защищенных одеждой частях его тела — на лице, шее и руках — стала белой как снег от действия желудочного сока кита.

Таким образом, библейское предание об Ионе получило убедительное подтверждение, другой вопрос, почему Иону не переварил желудочный сок кита...

4) И ещё одна особенность. На святой земле свой же Богоизбранный народ, практически всех святых пророков убивал побивая камнями. А пророк Иона на чужбине, в Сирии, среди дикого народа и народа многобожного языческого, умирает своей смертью.
О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка.

Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.

Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.

Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол ). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос , которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).

Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.

После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.

Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.

Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).

Мы сегодня с вами, братья и сестры, поговорим об одном событии, подтверждающем библейские истории, кажущимся фантастическими. Однажды митрополит Филарет (Дроздов), встречаясь с известным, кажется, англиканским деятелем, который занимался единением Церквей, выслушал такую фразу: "Я сомневаюсь, что кит мог проглотить Иону, и что Иона мог быть во чреве кита и потом мог быть извергнут, и живым". На что Филарет ему сказал: "Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил".

Иона, проглотивший кита - это, конечно, пожестче будет, чем кит, проглотивший Иону, но тем не менее есть доказательства тому, что это не сказки. В XIX веке функцию топлива в домах без газового отопления выполнял торф и дрова, и уголь, а функцию освещения, то есть материала для горящей лампы, выполнял либо керосин, либо китовый жир.

В Новой Англии, в Америке - в северо-восточных штатах, в Иллинойсе, в Коннектикуте и так далее, там были китобойные промыслы издревле, там об этом книжки написаны типа "Моби Дик", и они ловили кита, кашалота били ради многих целей. Ради китового жира, которым освещали помещение и использовали в медицине, ради его спермацетного мешка - таких желез специфических, которые используются очень хорошо до сегодняшнего дня в парфюмерной промышленности - ради многих вещей, которыми полезен сей кит - там и мясо, и шкура, и прочее.

В общем, ходили они по Атлантике, ходили они и по Тихому океану, и вот в 1891, кажется, году возле Фолклендских, или Мальвинских, как их называют аргентинцы, островов один из китобойных судов - кажется, "Голубая Звезда" - был атакован огромным кашалотом.

Кашалот вообще огромный, и история разрушения кораблей кашалотами - она очень большая. Они могут протаранить носом китобойное судно, могут хвостом разбить шлюпку, могут вообще натворить неизвестно чего. Люди гибнут массово от нападения разъяренных кашалотов. Особенно загарпуненных, но недобитых.

И вот некое судно загарпунило кашалота, которого потом начали со шлюпок уже, так сказать, добивать и затягивать на судно, и ударом хвоста была разбита шлюпка. И кашалот проглотил человека. Потом он ушел на глубину раненый, потом его более чем через сутки добили и вытащили. И он питается большими моллюсками, всякими креветками, кальмарами, чего хочешь у него там в брюхе. И вспарывают его тут же, и тут же разделывают, так что потом только скелет в море выбрасывают. Тут же по бочкам закатывают жир и все остальное. Когда его вспарывают, там куча мелких рыб, там больших рыб, маленькие акулята. Какие-то кальмары гигантские, он их глотает.

И вот там обнаружили… спящего человека! Спящего от страха: он чуть-чуть тронулся этот человек, этот матрос, которого проглотили. Известно его имя, известна его фамилия, это нетрудно проверить. Он рассказывал, что он ничего не понял, он понял только когда полетел, как на водных горках, вниз по какой-то трубе, скользкой и довольно дурно пахнущей. И упирался руками в какие-то упругие слизистые стенки. В общем, было страшновато. Он куда-то юркнул и попал в какое-то вместилище, где было абсолютно темно и смрадно, но воздух был. Кашалот - это не рыба, он не дышит жабрами, он дышит легкими. И воздуха у него внутри настолько много, что он на целые часы может нырять на огромные глубины, на сотни и более метров. Такое странное млекопитающее, такое животное интересное.

И он там попал в эту темноту, в которой кое-чем было дышать, и было жутко страшно, он заснул. Бог дал ему спасительный сон. От кислоты желудочного сока и всего, что там было, матрос весь вылинял - он стал альбиносом. У него побелели все волосы на теле, и он покрылся пятнами. Плюс немножко, как мы уже сказали, он двинулся - а кто бы не двинулся, попавши в чрево кашалота?

В общем, когда его вспороли и его достали, он, конечно, сошел на берег и больше не заходил на корабли, чтобы ловить китов, но он зато ездил по всему миру и рассказывал о том, как история Ионы на нем лично повторилась и продублировала, что человек во чреве огромного млекопитающего, которое на глубины заныривает большие, жить может.

Другое дело, что Иона во чреве кита молился, а сей человек не молился, да и мы бы тоже не молились, мы бы там тоже чокнулись вместе с ним, если бы туда попали, но то, что там можно жить, и что такое бывает, это факт. Таким образом, история Ионы подтвердилась фактически, в конце XIX века в районе Фолклендских-Мальвинских островов во время китобойного промысла. Это говорит нам о том, что Библия не сумма сказок, а сумма жизненных историй, приказов и запретов, исполняя которые мы либо войдем в жизнь, либо будем вон из нее извергнуты. Господь да даст нам первое, и да избавит нас от второго. До свидания, до будущих встреч.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: