Джон Лоуги Бэрд: пионер телевидения - Аудиомания — LiveJournal. Создатель первой механической телевизионной системы Эксперименты в телевидении

Джон Лоуги Бэрд (Байрд) -- шотландский инженер, получивший известность за создание первой механической телевизионной системы. Он останется известным как первый человек, который передал чёрно-белое (в градациях серого) изображение объекта на расстояние. Этой темой занимались многие инженеры, но Бэрд первый добился результата.

В своих первых телевизионных экспериментах Бэрд использовал диск Нипкова и в феврале 1924 года он продемонстрировал механическую телевизионную систему, способную передавать и отображать движущиеся изображения. Система воспроизводила всего лишь силуэты снимаемых объектов, например изгибание пальцев. Уже 25 марта 1925 года в магазине «Selfridges» в Лондоне состоялась премьера трёхнедельной демонстрации телевидения .

2 октября 1925 в своей лаборатории Джон Бэрд достиг успеха в передаче чёрно-белого (в градациях серого) изображения куклы чревовещателя. Изображение сканировалось в 30 линий по вертикали, передавалось 5 изображений в секунду. Бэрд спустился вниз и привёл курьера, 20-летнего Вильяма Эдварда Тэйнтона, чтобы посмотреть, как будет выглядеть человеческое лицо на передаваемом изображении. Таким образом, Эдвард Тэйнтон - первый человек, изображение которого было передано при помощи телевизионной системы.

В поиске возможности сообщить общественности о своём изобретении, Бэрд посетил редакцию газеты Daily Express. Редактор газеты был шокирован предлагаемой новостью. Позднее, один из работников редакции вспоминал его слова: «Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее -- он может быть вооружён» .

26 января 1926 года в своей лаборатории в Лондоне Бэрд продемонстрировал передачу изображения для членов Королевской ассоциации (Royal Institution) и репортёров газеты The Times. К этому времени он увеличил скорость сканирования до 12.5 изображений за секунду. Это был первый в мире показ настоящей телевизионной системы, которая показывала движущиеся изображения в градациях серого цвета.

Свой первый в мире цветной передатчик он продемонстрировал 3 июля 1928 года, используя по 3 диска Нипкова в камере и телевизоре: в камере перед каждым диском стоял фильтр, пропускающий только один из трёх основных цветов, а в телевизоре за каждым диском была установлена соответствующего цвета лампа.

В 1927 году Бэрд осуществил передачу телевизионного сигнала между Лондоном и Глазго на расстояние 438 миль (705 км) по телефонным проводам. Впоследствии он основал компанию Baird Television Development Company Ltd, которая в 1928 году сделала первую трансатлантическую телевизионную передачу между Лондоном и Нью-Йорком, и создала первую телевизионную программу для BBC. И с 1929 по 1935 годы BBC транслировала свои телевизионные программы с использованием 30-полосной системы Бэрда. В 1932 году он первый осуществил передачу сигнала в диапазоне УКВ.

В 1930 году он демонстрировал театральную телевизионную систему, с экраном 2х5 футов (60 на 150 см) в Лондоне, Берлине, Париже и Стокгольме. Зрелище собрало большие аудитории, но не из-за качества изображения - оно ни в коей мере не могло сравниться с кино - а из-за эффекта новизны . К 1939 году он усовершенствовал свою театральную телевизионную систему - её экран был 15 на 12 футов (4,6 на 3.7 метров).

Бэрд также внёс большой вклад в развитие электронного телевидения, например, в 1939 году он продемонстрировал цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки -- перед экраном вращался диск, состоящий из цветных фильтров. Этот метод использовался американскими компаниями Columbia Broadcasting System (CBS) и Radio Corporation of America (RCA).

16 августа 1944 года он продемонстрировал первый полностью электронный цветной экран. Созданная система имела 600 строк с трёхкратной чересстрочной развёрткой, изображение выводилось на экран в 6 этапов.

В 1944 году он убедил британские власти в необходимости использования для телепередач в качестве послевоенного стандарта новой цветной системы в 1000 строк. Качество изображения в этой системе было сравнимо с современным форматом цифрового телевидения высокого качества - HDTV. Но, из-за множества проблем, возникших в стране после войны, эти планы так и не были реализованы. Стандарт электронного телевидения в 405 строк оставался действующим вплоть до появления в 1964 году 625-строчного стандарта и системы цветности PAL в 1967 .

Изобретения Ованеса Адамяна

Ованес Абгарович Адамян - российский и советский изобретатель, инженер-электрик, один из изобретателей цветного телевидения и радиофототелеграфии. Автор свыше 20 изобретений, главным образом в области телевидения и фототелеграфии.

В 1897 году Адамян уехал за границу, учился в Берлинском университете, затем учился и работал в Швейцарии и Франции, затем снова в Берлине. В 1908 году запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов. Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России. Аппарат представлял собой две газовые трубки (белую и красную), передававших сигналы соответствующего цвета .

Несмотря на то, что изобретение было достаточно широко разрекламировано, оно в принципе не могло стать предшественником цветного телевидения - любой цвет можно представить как комбинацию минимум трех основных цветов, двух цветов для этого не достаточно. Кроме того, аппарат не мог передавать движущиеся кадры. Большая часть документации и сам аппарат погибли во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны.

В 1913 году Адамян вернулся в Россию и до своей смерти в 1932 году жил в Петрограде. За это время он получил 21 патент, из которых два относились непосредственно к телевидению. В 1918 году он собрал первую в России установку, способную демонстрировать черно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году он получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска Нипкова с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение . Аналогичная система за рубежом была продемонстрирована в Великобритании Джоном Байрдом только в 1928 году, независимо от Адамяна.

Так как в дальнейшем от идеи электромеханического телевидения отказались в пользу электронного, то не Адамян, а Джон Байрд, в 1939 году продемонстрировавший передачу цветных сигналов при помощи ЭЛТ, большинством исследователей считается изобретателем цветного телевидения.

John Logie Baird invented “Television”

John Logie Baird was a Scottish inventor and one of the pioneers of the invention of television. Baird was born in 1888 in Helensburgh, Scotland, and was the youngest child of the Reverend John Baird and Jessie Morrison Inglis. He showed signs of resourcefulness even as a child, when he developed a small scale telephone exchange connecting his house with the neighboring ones. He studied at the Technical College in Glasgow but could not finish his degree due to the outbreak of World War I. Due to his persistent ill health, he was not deemed fit for military service, so he worked as the superintendent engineer at the Clyde Valley Electrical Power Company.

Baird briefly dabbled in other business, and moved abroad for a short period of time before returning to London in 1920. It was then that he started to experiment with television. He was living in near poverty and had to borrow money from friends and family, while living in an attic. Yet, his obsession was such that he kept at it and was always sure that he would eventually succeed. Many inventors were keen on doing the same, including one named Arthur Korn, who had successfully transmitted still images up to that point. Baird did not have very sophisticated equipment at his disposal; in fact his “equipment” included an assortment of odds and ends such as a discarded hatbox, a pair of scissors, darning needles, bicycle lights and sealing wax.

By 1925, Baird had developed his first working model and gave a public demonstration at Selfridges in Oxford Street, London. He repeated this demonstration, in slightly better quality, for the Royal Institution in 1926. He also demonstrated the world’s first color transmission on July 3, 1928. In 1927, Baird transmitted his first long distance television signal over a distance of 438 miles of telephone lines between London and Glasgow. Baird was not the first to claim this feat, as the same had already been demonstrated a month earlier by AT&T Bell Labs between New York and Washington, DC.

Baird set up the “Baird Television Development Company Ltd” which made the first transatlantic transmission from London to New York in 1928. This company also broadcasted the first television program for the British Broadcasting Corporation (BBC) and continued to do so between 1929 to 1932. Baird helped to establish the first television company of France and also worked to synchronize the transmission of sound and vision so they would appear at the same time. In the 1930s, Baird’s mechanical television was replaced by electronic television technology developed by the Italian inventor . Baird made several important contributions to this area of technology as well, including developing and patenting a system of three-dimensional television, and a proposed “Telechrome electronic colour system” which would have been today’s equivalent of Hi-Definition or HDTV. Baird also made contributions in other fields of science, including fibre-optics, radio direction finding, and infrared night viewing.

Baird got married at the age of 43 to a South African pianist named Margaret Albu, with whom he had two children. He died in Helensburgh in June 1946 and is buried at the cemetery there. He was awarded an Honorary Fellowship to the Royal Society of Edinburgh for his contributions to the development and advancement of television.

Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее - он может быть вооружён.

Первые показы на публике

В конце 1936 года BBC начала заменять системы Бэрда (которые к тому времени имели 240 линий сканирования) электронными телевизионными системами компании Electric and Musical Industries Ltd (EMI), которые, после слияния с компанией Маркони под руководством Исаака Шоэнберга производила системы с 405 строками сканирования. BBC перестала транслировать передачи по системе Бэрда в начале 1937 года .

Бэрд также внёс большой вклад в развитие электронного телевидения, например, в 1939 году он продемонстрировал цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки - перед экраном вращался диск, состоящий из цветных фильтров. Этот метод использовался американскими компаниями Columbia Broadcasting System (CBS) и Radio Corporation of America (RCA).

Другие изобретения

Помимо телевидения, Бэрд пытался проявить себя во многих других областях. В свои 20 лет он пытался создавать алмазы путём нагревания графита и в результате устроил короткое замыкание в электросети университета Глазго. Через некоторое время он создал бритвенный станок из стекла, который, впрочем, разбился. По примеру автомобильных шин он пытался создать пневматическую обувь, но камеры в опытном образце лопались. Термоноски - ещё одно изобретение Бэрда, которое получилось более успешным, нежели другие.

«Фоновидение », первое устройство для записи видеоизображения, также является изобретением Бэрда.

Напишите отзыв о статье "Бэрд, Джон Лоуги"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - also contains many detailed references to Baird’s history (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Литература

  • Baird, John Logie, Television and Me: The Memoirs of John Logie Baird . Edinburgh: Mercat Press, 2004. ISBN 1-84183-063-1 (англ.)
  • Kamm, Antony, and Malcolm Baird, John Logie Baird: A Life . Edinburgh: NMS Publishing, 2002. ISBN 1-901663-76-0 (англ.)
  • McArthur, Tom, and Peter Waddell, The Secret Life of John Logie Baird . London: Hutchinson, 1986. ISBN 0-09-158720-4 . (англ.)
  • McLean, Donald F., Restoring Baird’s Image . The Institute of Electrical Engineers, 2000. ISBN 0-85296-795-0 . (англ.)
  • Rowland, John, The Television Man: The Story of John Logie Baird . New York: Roy Publishers, 1967. (англ.)
  • Tiltman, Ronald Frank, Baird of Television . New York: Arno Press, 1974. (Reprint of 1933 ed.) ISBN 0-405-06061-0 . (англ.)

Отрывок, характеризующий Бэрд, Джон Лоуги

– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.

2 октября 1925 года шотландский изобретатель Джон Логи Бэрд впервые в истории сумел передать живое движущееся полутоновое изображение. Сначала это была голова манекена из реквизита чревовещателя, а затем лицо 20ти летнего служащего Уильяма Эварда Тейнтона, ставшего первым человеком, которого "показали по ящику". Скорость передачи составляла 5 кадров в секунду, а разрешение 30 линий.

1926 год. Компаньон Бэрда, Оливер Хатчинсон. Фото с экрана телевизора

История успеха Бэрда началась в 1923 году, когда недоучившийся в Университете Глазго (из за войны), 35 летний изобретатель, вдохновленный работами Артура Корна по передаче изображений по радио, решил передать изображение не статичное, а движущееся.

В том году американец Чарльз Дженкинс уже сумел передать движущееся изображение без полутонов, а Владимир Зворыкин изобрел "иконоскоп" - передающую ЭЛТ.

Бэрд, поселившийся в прибрежном Гастингсе и довольно быстро добился успеха. С помощью разработанной им телевизионной системы, основанной на Диске Нипкова, Бэрд уже в феврале 1924 года сумел передать изображение движущегося силуэта в присутствии корреспондентов лондонского издания Radio Times, однако непредвиденная авария - Бэрд получил удар током под напряжением в 1000 вольт, остался жив, но одна из рук сильно обгорела, за которой последовало выселение из дома, который арендовал Бэрд и переезд вместе с лабораторией в Лондон, отложила публичную демонстрацию до 25 марта 1925 года.

За ней последовал первый удачный опыт по передаче полутонового изображения (02.10.1925), а 26 января 1926 года состоялась первая публичная демонстрация своей системы ученым из Королевского Института и репортеру газеты "Таймс".

В мае 1927 года Бэрд сумел передать телесигнал из Лондона в Глазго на расстояние в 705 км, побив рекорд американцев из AT&T, месяцем ранее передавших сигнал из Нью-Йорка в Вашингтон (362 километра). В том же году он продемонстрировал первую систему записи видеоизображения.

3 июля 1928 года в ответ на удачную демонстрацию полностью электронной телевизионной системы Гвидо Фэйнсуорта, Бэрд показывает первую цветную телевизионную систему. В том же году он первый в мире передает "картинку" через океан.

В 1932 году Бэрд становится первым в Европе, кто начал использовать УК-волны для передачи телевизионного изображения (в США годом раньше телетрансляции в УК-диапазоне радиоволн начала телестанция в Милуоки, использовавшая механическую систему Улиса Санабрии (отличалась уникальной тройной чересполосной разверткой)).

В 1929 году BBC, используя оборудование Бэрда начинает регулярные трансляции. В конце того же года передатчик компании Бэрда установлен на Эйфелевой башне - началось французское телевещание.

В 1929-32 BBC ведет опытное вещание с разрешением в 30 линий. В 1932 Бэрд запускает в эксплуатацию самую совершенную механическую телесистему с разрешением в 240 линий. Бэрд, по видимому, выжал из механического телевидения все что мог. В 1931 году он проводит первую в историю спортивную трансляцию со скачек в Эпсоме.

Однако, когда 3 ноября 1936 года BBC начнет регулярные передачи из Альберт Холла, в ее студии будет стоять новейшее телеоборудование американской компании EMI-Marconi, созданное на основе патентов Зворыкина. На много лет разрешение английского телевидения будет 405 линий. Бэрд пытался бороться, подал в суд на BBC, который длился 6 месяцев за время которых студия, использовавшая оборудование Бэрда (BBC транслировало и картинку для телевизоров Бэрда и для электронных телевизоров EMI-Marcony) сгорела.

Недостатком оборудования Бэрда было не то, что оно использовало механический принцип получения изображения, а его громоздкость и энергоемкость. С другой стороны, в отличии от EMI-Marconi оборудование Бэрда, на последнем этапе уже была механико-электронным - Бэрд использовал телекамеру Фейнсуорта, которая могла сканировать и передавать кинофильмы. С другой стороны - ЭЛТ Фейнсуорта было малочувствительным к свету, перегревалось, требовало интенсивного охлаждения. Проблему перегрева решить не удалось, хотя сам Фейнсуорт приехал в Лондон. Все в итоге кончилось пожаром, уничтожившим студию Бэрда. BBC перестала вести трансляции для механических телевизоров Бэрда в феврале 1937 года.

Джон Логи Бэрд со своим первым телевизором

Неудачи совершенно не сломили Бэрда и он взялся таки за электронное телевидение. Уже в 1939 году он продемонстрировал свою первую систему электронного цветного телевидения, в которой цвет получался с помощью вращающихся цветных фильтров, в 1941 первая демонстрация объемного телевещания. 16 августа 1944 года Бэрд демонстрирует первый полностью цветную электронную телесистему с разрешением в 600 линий (электронное цветное телевещание было запатентовано в США еще в 1940 году, но не было реализовано. В то же время над созданием электронной цветной телесистемы бился в Германии Фон Арденне, но распоряжение Гитлера летом 1940 прекратить все гражданские исследовательские программы поставило крест на его работах).

В то же время в Великобритании действовал совет, решавший, какое будет в стране телевидение после войны. Бэрд предлагает стандарт цветного телевидения с разрешением 1000 линий (фактически, нынешнее HDTV), правительство принимает его рекомендации, но послевоенная разруха препятствует таким масштабным реформам и до 1964 года единственным стандартом английского телевещания будет оставаться довоенный, с разрешением в 405 линий. В 1964 будет введен PAL (625 линий), а цветное телевещание начнется только в 1967 году. Стандарт же в 405 линий будет использоваться до 1985 года.

Родился Бэрд в Хеленсбурге, Данбартоншир (Helensburgh, Dunbartonshire). Образование Джон получал в Академии Ларчфилда (Larchfield Academy) в Хеленсбурге, Техническом Колледже Глазго и Западной Шотландии (Glasgow and West of Scotland Technical College) и Университете Глазго (University of Glasgow). Доучиться до конца Джону не довелось – помешала Первая мировая война; завершить свое обучение изобретатель так и не собрался.

Телевидение, безусловно, стало результатом действия целого ряда различных изобретателей; Бэрд, однако, всегда был одним из пионеров в этой области. Многие – особенно в Британии – склонны приписывать именно Джону создание первого движущегося, состоящего из оттенков серого и передаваемого в реальном времени изображения. Бэрд смог преуспеть там, где потерпели неудачу другие изобретатели; ему удалось использовать достаточно качественную фотоэлектрическую ячейку и напрямую улучшить состояние передаваемого сигнала до приемлемого качества.



Первые свои эксперименты Бэрд ставил над "дисками Нипкова". Сканирующий диск – один из основных элементов телевизионной системы – Пол Нипков (Paul Nipkow) создал еще до рождения Бэрда, в 1884-м.

В 1923-м Бэрд перебрался на южное побережье Англии, в Гастингс (Hastings); там он снял себе мастерскую. В феврале 1924-го Джон продемонстрировал представителям "Radio Times" полумеханический аналог телевизионной системы, способный передавать смутные движущиеся силуэты. В июле того же года Бэрд случайно попал под сильный - в 1000 вольт – электроразряд; изобретателю, к счастью, удалось отделаться одним лишь ожогом руки. Арендодатель, однако, попросил Джона покинуть мастерскую; тот был вынужден перебраться в Сохо (Soho); именно там изобретатель и совершил свой легендарный технологический прорыв. Впервые широкой публике Бэрд продемонстрировал свое изобретение в магазине "Selfridges"; трехнедельная серия демонстраций началась 25-го марта 1925-го.

2-го октября 1925-го Джон смог передать – в своей лаборатории – первое изображение в оттенках серого; кадр состоял из 30 вертикальных линий и сменялся с частотой 5 раз в секунду. Продемонстрировав свой успех клерку из находившегося этажом ниже офиса, Бэрд решил связаться с прессой; сама идея передачи изображения без помощи проводов, однако, показалась редактору "Daily Express" абсолютным безумием.

26-го января 1926-го Бэрд предстал перед репортерами и членом Королевского Института (Royal Institution); к тому времени его изобретение передавало уже 12.5 кадров в секунду. Первая цветная передача Джоном была проведена 3-го июля 1928-го; на сей раз им использовались три диска для трех разных цветов.

Изобретение Джона легло в основу целого ряда дальнейших проектов, хотя от использования полумеханических конструкций вскоре и отказались. Бэрд продолжал работать и над электронными телевизорами; пробовал он себя и в других областях – так, в самом начале карьеры он пробовал создавать алмазы из графита – и в процессе сумел обесточить весь Глазго.

Скончался Бэрд 14-го июня 1946-го; причиной его смерти стали проблемы с сердцем. Похоронен он был рядом с матерью, отцом и женой на кладбище Хеленсбурга.

Лучшие дня

Фредди Меркьюри: "Я стану легендой"
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: